<<
>>

Резиденцией императора стала Прага

. Воспитанник иезуитов, склонный к депрессии, а к концу жизни психически и физически больной, Рудольф II был высокообразованным, но неровным в своей политике человеком. Он был предан католицизму и проводил достаточно жесткую контрреформационную линию в управлении империей, но к своему двору привлекал людей разных исповеданий.

Он увлекался “тайными науками” и естествознанием, проявлял глубокий интерес к астрологии, алхимии, магии, каббалистике, к математике и музыке. Ero двор стал одним иэ крупнейших центров искусства в Европе. Рудольф II покровительствовал иезуитам, но не подчинил им Пражский университет, о котором предпочел заботиться сам. C 1593 г. он 13 лет вел войну с турками. B 1609 г. под угрозой восстания он был вынужден гарантировать чехам свободу вероисповедания. Еще при жизни Рудольфа II его начал постепенно оттеснять от власти его брат Матгиас, ставший императором в 1612 г. K этой поре наиболее воинствующие католики в Германии уже открыто требовали пересмотра итогов реформационной секуляризации церковных и монастырских земель.

Лишь крупные успехи Контрреформации и Габсбургов, опасность ликвидации протестантских режимов смогли способствовать сплочению раздробленных сил лютеран и кальвинистов. Военноконфессиональное и одновременно политическое размежевание в Германии привело к образованию двух противостоявших другдругу блоков, католического и протестантского, поддержанных иностранными союзниками и втяиувших страну в Тридцатилетнюю войну.

Культура Германии в XVI в. Развитие гуманизма. Гумаиизм в Германии начал складываться в 1430-е годы, на столетие позже, чем в Италии, под прямым воздействием итальянской ренессансной культуры. Местные условия и идейные традиции с самого начала наложили на него свой отпечаток. Его связь с культурой средних нсков была сильнее и многообразнее, чем в Италии.

Увлеченность античным наследием сплеталась с актуальной для Германии проблематикой — религиозно-этической и церковно-политической. B стране не было гуманиста, который прошел бы мимо этих вопросов. Гуманизм в Германии получил яркую национально-патриотическую окраску. Он часто обращался к немецкой истории и историкогеографическим описаниям страны, особенно ее городов. Многие из гуманистов Германии проявляли интерес к математике, естествознанию, но, н отличие от Италии, гораздо реже обращались к проблемам искусства и эстетики. B литературном творчестве немецкие гуманисты предпочитали не гармонию, а экспрессию — гиперболу, гротеск, сатиру, любили сочетать художественный эффект с откровенным назиданием.

Становление немецкого гуманизма длилось около полувека. B 1490-е годы начался его расцвет. C этой поры гуманизм в Германии развивался стремительно и дал в короткий период до первых лет Реформации ряд крупных достижений. Одновременно наметился и в начале XVI в. стал набирать силу открытый коифликт гуманизма со схоластикой, более острый, чем в других странах Европы.

Особая ролъ в развитии новой культуры принадлежала книгопечатанию, изобретенному в середине XV в. И. Гутенбергом. K началу XVl в. в стране действовали около 50 центров книгопечатания. Вокруг крупнейших из них, публиковавших сочинения гуманистов, сложились гуманистические кружки. Большинство участников немецкого гуманистического движения — около половины — составляли выходцы из бюргерства. B числе гуманистов были также дворяне, патриции, представители духовенства, люди крестьянского происхождения.

Гуманистическое движение в Германии, тесио связанное с университетами и школой, с задачами воспитания и образования на новой культурной основе, уже самим своим характером обусловило большое значение в немецком гуманизме педагогической мысли. B становлении гуманистической педагогики решающую роль сыграли Рудольф Агрикола (1444—1485) и Якоб Вимпфелинг (1450—1528). Оба принадлежали к распространенному в Германии типу гуманистов, сочетавших интерес к новым культурным ценностям с верностью церковной ортодоксии.

Агрикола, выходец из Нидерландов, заложил основы развитого позже, в XVI в., учения об общих логических и этических понятиях, на которые должно опираться изучение многообразия мира. Он сделал, таким образом, важную попытку наметить научный метод познания с учетом гуманистического опыта. Вимпфелинг был поборником осторожных внутрицерковных преобразований, не затрагивающих католическую догму, н вместе с тем разоблачителем нравственных пороков н невежества клира, особенно монашсства. Его педагогические рекомендации, направленные на сближение воспитания и образования с практической жизнью, пользовались широкой известностью.

Новые характерные тенденции в гуманизме рубежа веков выразили Конрад Цсльтис (1459—1508) н Себастьян Брант (1456— 1521). C именем Цельтиса, самого значительного неолатинского поэта в Германии эпохи Возрождения, связан расцвет любовной лирики. Поэзией, однако, круг его интересов не ограничивался. Он был основателем ряда гуманистических сообществ и выдвинул широкую программу коллективной научной работы немецких гуманистов. Он призвал собирать, изучать и издавать источники, освещающие историю родной страны, ее этнографические и географические особенности, культурные достижении разных веков. Сам он создал подробное стихотворное описание Нюрнберга, в котором особое внимание уделялось культурным достопримечательностям города. Оно стало образцом для других немецких гуманистов.

Брант, видный юрист, вошел в историю литературы как поэт- сатирик, саркастичный наблюдатель типов и нравов своего времени. Его кннга “Корабльдураков” (1494), написанная по-кемецки, была обращена к широкой аудитории и сразу завоевала популярность. Брант изобразил целую вереницу дураков разных сословий и профессий, собирающихся отплыть в царство глупости. Он обличал невежество, своекорыстие, мир торжества “господина Пфеннига”, забвение заботы об общем благе князьями, попами, монахами, юристами. Нравоучительные сснтснции, народные пословицы и поговорки пронизывают всю ткань его произведения.

Пафос книги — в патриотической задаче пробуждения разума и исправления нравов в немецком отечестве. Книга Бранта стала истоком целой ветви немецкой литературы XVl в. — “литературы одураках", ее влияние сказалось и в других странах Европы.

Патриотические настроения, характерные для немецких гуманистов, проявились и в их отношении к прошлому. Распространенной стала апология (а не критика) средневековой империи, долго противостоявшей притязаниям папства. Главное внимание гуманисты уделяли сведениям о древних германцах, истории Карла Великого и Оттоиов, борьбе с папством, а также происхождению и развитию отдельных княжеств и городов. Крупный вклад в историографию внесли два гуманиста-патриция — Виллибальд Пиркгеймер (1470—1530) в Нюрнберге и Конрад Пейтингер (1465—1547) в Аугсбурге. Пиркгеймер, друживший с Дюрером, отличался разносторонними интересами. Он переводил с греческого на латынь классиков античной философии, литературы, географии, но также и образцы красноречия патристики, занимался математикой и астрономией. B “Кратком описании Германии” он сконцентрировал сведения античных авторов о древних германцах, в “Истории швейцарской войны” создал одну из первых гуманистических панорам недавних событий. Издав открытые Цельтисом сочинения монахини X в. Хросвиты Гандерсгеймской, он привлек внимание к творчеству “первой немецкой поэтессы”, которую волновали слава отечества и проблема достоинства женщины; она сделала попытку по-своему подражать античным авторам.

Пейтингер славился как собиратель богатейшей коллекции рукописей, монет, медалей, статуй и других памятников древности. Он опубликовал ценный для ее изучения эпиграфический материал и редкий топографический источник — римскую карту дорог, найденную Цельтисом, нздал “Историю готов” Иордана и “Историю лангобардов” Павла Диакона. Пейтингер внес важный вклад в развитие немецкого гуманизма не только как историк. Видный юрист, возглавлявший канцелярию Аугсбурга, он был хорошо знаком с проблемами экономики своего времени и стал крупнейшим в Германии выразителем новых идей о свободе торговли, о связанных с ней новых принципах хозяйственной этики.

Дальнейшие шаги в исторической науке сделали Иоганн Авен- тии (1477—1534) и Беат Ренан (1485—1547). Авентин систематически обследовал различные архивы, особенно монастырские, и подготовил “Баварскую хронику", написанную живым общедоступным языком. Ренан в комментариях к нескольким нзданиям Тацита и своем главном труде — “Трех книгах германской истории” — последовательнее всех своих немецких современников применял историко-филологическую критику источников.

Эразм Роттердамский. Крупнейшим гуманистом всего Север- нога Возрождения стал Эразм Роттердамский (1469—1536), оказавший исключительно большое влияние на развитие гуманизма в Германии. B отличие от сторонников Цельтиса, он предпочитал национальному энтузиазму позицию “гражданина мира”, а естественным и математическим наукам — литературно-филологические и религиозно-эстетические вопросы. Эразм систематизировал и развил разработанный итальянскими гуманистами метод критики текстов и применил его в издании своего компендиума античной мудрости — сборника более чем трех тысяч пословиц и поговорок древних авторов, снабженного комментариями.

Уже в ранней работе “Наставление христианскому воину" (1501) Эразм использовал гуманистически трактованное понятие “подражания Христу”, а свою позицию в целом называл “философией Христа”. Он утверждал, что можно считать христианским все то, что является истиниым. Такой широкий подход позволял искать образцы подлииной мудрости и добродетели вне рамок церковной ортодоксии, у представителей разных времен и народов, у людей различных исповеданий, в творчестве античных языческих авторов. Достижения языческой культуры уже не рассматривались как нечто враждебное христианству, напротив, они понимались как основа всего дальнейшего развития культуры человечества. Никто из немецких гуманистов не сумел превзойти Эразма в масштабах и глубине этого синтеза языческой н христианской культуры.

B своем творчестве Эразм выступал как беспощадно-ироничный обличитель суеверия, невежества, пороков всех сословий, прежде всего тех, кто считал себя главными наставниками общества — клира и монашества.

Он был противником формализма в церковном благочестии, с холодной язвительностью отзывался о бесплодных хитросплетениях схоластики, равно как и о многих сословных предрассудках. Эразм обращался не только к религиозно-философским, но и к политическим вопросам своей эпохи. Он надеялся исправить недостатки общества путем распространения новой культуры и образования, перестройки духовной жизни людей. Это должна была быть, по его словам, “мирная победа”. Он резко выступал против междоусобных войн и, признавая необходимость защиты отечества, решительно осуждал войны как метод решения спорных вопросов, как народное бедствие и препятствие развитию культуры. Просвещение общества Эразм считал панацеей от множества зол и бед, и не случайно именно педагогика в неразрывной связи с этикой стала стержнем всей деятельности гуманиста.

Многостороннее творчество Эразма оказало мощное воздействие на европейскую культуру XVI в., сильное влияние его ощущалось и в XVlI в. Его произведения считались образцами красноречия и элегантной латыни. Особенно популярными в веках стали две его работы: шедевр социальной и нравственной критики — “Похвала глупости", в которой сочетаются сила сатиры, богатство оттенков ироиии, изящество стиля, а также своеобразная энциклопедия его педагогических и этических идей — цикл диалогов “Домашние беседы” (“Разговоры запросто").

И. Рейхлин и “Письма темных людей". Иоганна Рейхлина (1455—1522), выдающегося филолога, вместе с Эразмом называли “двумя очами Германии”. Он пропагандировал изучение наряду с латинским и греческим языками также и старейшего языка Священного Писания — древнееврейского. Рейхлин выработал собст- исиный, иной, чем у Эразма, вариант гуманнстически-широкого ионимання христианства. Он опирался при этом на неоплатонизм флорентнйских гуманистов, античное пифагорейство и средневеко- iioc мистическое еврейское учение — Каббалу. Рейхлин утверждал, >іто человек, “микрокосм", во все века получал откровение Божьих іктин, которые раскрывались ему через знаки и символы. Нельзя пренебрегать тем, что можно постичь с помощью этих источников, в частности в иудейской традиции, передаваемой из поколения в поколение со времен Моисея.

Своими переводами из Ветхого Завета Рейхлин выявил ошибки и библейской части “Вульгаты”, церковного канона Писання. Это способствовало дальнейшему развитию гуманистической критики іскстов и новым подходам к осмыслению Библии. Хотя Рейхлин считал себя верным сыном церкви, его принципы изучения сущности христианства и гуманистические религиозно-философские пзгляды, как и в ситуации с Эразмом, не укладывались в жесткие рамки устоявшихся традиций. Широкий отклик в немецком и европейском гуманистическом движении получило выступление Рейх- 'iMiia против наиболее фанатичных кругов католической церкви, потребовавших сожжения всех еврейских религиозных книг. Рейхлин, напротив, заявил о необходимости научного изучения также и ітих источников. Разгорелась полемика “за” и “против” Рейхлина, пылившаяся в борьбу вокруг самого права гуманистов на свободу мысли и научного исследования. Образовались два лагеря: “рейхли- пистов", включавший большинство гуманистов, и их противников по главе с кельнскими теологами и инквизиторами.

Важным событием в этой борьбе, как и в развитии немецкой ренессансной культуры в целом, стал выход в свет живой и острой сатиры, направленной против схоластики и клира, — “Писем темных людей”. Эта книга, изданная анонимно н двух частях (в 1515 и 1517 гг.), была написана группой гуманистов, в которой главную іюль играли Ульрих фон Гуттен и инициатор издания Крот Рубеан. B книге пародировалась переписка невежественных, морально убо- Iiix монахов н теологов. Противники Рейхлина н гумаииэма обрнсо- пывались как “темные люди”, полные амбиций и откровенной злобы к свободной мыелн. Обскуранты, поначалу с радостью принявшие “Письма" за работу своих единомышленников, стали всеобщим посмешищем.

Развитие культуры в условиях Реформации. Бурное развитие рсформационных процессов раскололо гуманистическое движение. Упрочение власти князей, крушение надежд на политическую консолидацию страны, межконфессиональиые противоречия и споры — псе это сказалось на судьбе гуманизма. Утратив свою прежнюю автономию, он перестраивается. Старая и новая церкви стремятся поставить его культурные достижения на службу собственным целям, использовать гуманистов как эрудитов, особенно для преподавания в школах и университетах, находящихся под контролем католических или протестантских властей. Оплодотворив последующее развитие культуры, гуманизм как особая, самостоятельная лниия в ней постепенно затухает.

Одну из главных попыток “согласования” гуманизма и новых конфессиональных интересов сделал почитатель Эразма, профессор греческого языка в Внттенбергском университете Филипп Меланх- тон (1497—1560>, ставший видным деятелем Реформации. Он впервые систематизировал евангелическое учение Лютера и не раз выступал как его защитиик в полемической борьбе. Богословские труды, особенно “Общие понятия теологии”, как и важная роль Мелан- хтона в выработке Аугсбургского исповедания веры 1530 r., обеспечили ему признание в качестве одного из основоположников новой церкви. Он, однако, никогда не порывал и со своими гуманистическими увлечениями. Выдающийся знаток античных классиков, философ, филолог, историк, занимавшийся также географией, Меланх- тон был прежде всего замечательным педагогом, теоретиком и организатором школьного и университетского образования. По его планам был основан ряд латинских школ и реформированы 8 университетов. Его идеи и учебные программы повлияли на развитие образования также и в католических землях. Bce это принесло ему славу “наставника Германии”. Гуманистическая настроенность Меланх- тона сказалась и на его попытках смягчения межцерковных противоречий, в частности на компромиссах с кальвинизмом, что неоднократно приводило его к конфликтам с фанатиками строгой лютеранской догмы.

Обратившись к широким массам народа на родиом языке, Реформация выиудила и своих противников действовать аналогичными методами, стимулировала бурное развитие творчества на немецком языке и расцвет немецкой публицистики. Только от первой трети XVI в. сохранилось свыше пяти тысяч “летучих листков” — изданий памфлетов, диалогов, сатирических стихотворений, социально-политических программ, других типов сочинений. Значительная часть полемической литературы этой эпохи была написана на немецком языке, хотя в целом во всех видах изданий латынь еще преобладала. Продукция немецких типографий в 1520—1525 гт. выросла почти вчетверо, причем 90% печатных станков в этот период было поставлено на службу Реформации. Масса изданий иллюстрировалась гравюрами, чтобы иагляднее доносить до читателей злободневные вопросы общественной жизни.

Особую роль в развитии национальной культуры сыграла деятельность самого Лютера. Важнейшиереформационные работы он писал главным образом по-немецки, и другие деятели Реформации i ледовали его примеру. Крупным событием в культуре и общественной жизни стали его переводы на немецкий язык Нового Завета (издан в сентябре 1522 г. — так называемая “Сентябрьская Библия''), а затем и Ветхого Завета (1534). Попытки переводов Библии делались в Германии и до Лютера, но именно он сумел дать своим трудом образцы богатства речи и мастерского владения ясным, точным, выразительным немецким языком. Лютеровские переводы Ьиблии, включая нередко публиковавшийся отдельно перевод Нового Завета, с 1522 г. до кончины Лютера в 1546 г. издавались более 430 раз. Общий тираж его основных сочинсннй нсчнслялся уже к ссрсдиие века сотнями тысяч экземпляров.

Воздействие Реформации на развитие образования и воспитания оказалось, однако, достаточно противоречивым. Ha первых норах оно проявилось в резком сокращении интереса в немецком обществе к светской латинской образованности, а затем и к образованию вообще. По свидетельству Лютера, многие родители решили, что незачем посылать детей в школы да еще платить за это, раз у молодежи исчезла дальнейшая перспектива — стать монахом или снищенником. Для перемен понадобились годы и систематические выступления виднейших реформаторов в защиту образования. Лю- icp в 1524 г. увещал бургомистров и советников немецких городов учреждать и поддерживать христианские школы, основанные на возрожденном интересе к древиим языкам и “свободным нскусст- пам”. Он утверждал, что такое обучение будет способствовать пониманию и изучению Священного Писания, готовить христиан к выполнению своих обязанностей в рамках светского порядка.

Реформация, отвергнув старые типы церковиых и монастырских школ, начала строительство новой системы доуниверситетского образования. По мнению современников-протестантов, наиболее удачным, получившим славу почти образца, оказался опыт гимназии, созданной в Страсбурге Я. Штурмом в 1538 г. Учащихся разделили на 10 классов, и они шаг эа шагом по единой программе изучали латинский и греческий языки, элементы грамматики, риторики, диалектики. Идеалом школы было “мудрое и красноречивое благочестие”. Существовали и другие вариаиты протестантского обучения, сочетавшне, как правило, традиционный опыт и понски нового, элементы гуманистической культуры и общую протестантскую направленность образования.

<< | >>
Источник: С.П. Карпов. История Средних веков: Раннее Новое время. 2008. 2008

Еще по теме Резиденцией императора стала Прага:

  1. Моя душа стала для них полем битвы
  2. 3. Как римская республика стала самым развитым государством Средиземноморья?
  3. 31. Неоконсерватизм и политика М. Тэтчер. Как Великобритания стала одной из ведущих стран?
  4. Официальная теория народности по сути дела стала практикой николаевской России
  5. Впервые предвыборная программа стала упоминаться в законодательстве СССР конца 1980-х годов.
  6. борьба с коррупцией и незаконным обогащением действительно стала одной из самых болезненных проблем российского общества.
  7. За всю свою историю католицизм не знал столь глубокого потрясения, каким стала для него Реформация
  8. Теория коммуникации по мере изучения разнообразия механизмов циркуляции информации стала средством обосно­вания природы интенциональных отношений Я и другого.
  9. 2.8. Император
  10. Император Олибрий. 472 г.
  11. Правление императора Юстиниана
  12. Император Александр I
  13. Император Непот
  14. Император Анфимий
  15. Божественный император
  16. Императоры и территориальные князья
  17. Император‑герметик
  18. Император Майориан. 457 г.