<<
>>

Русская церковь

Как и вЛатинской Европе, именно церковь поддерживала культурное единство обширной и политически раздробленной Киевской Руси.

Сам Киев стал митрополией для всей Руси, а вскоре были основаны еще десять епархий.

Bce они признавали авторитет исключительно Константинопольского патриарха и, естественно, заняли сторону Византийской православной церкви, когда в 1054 г. произошел ее окончательный разрыв с Римом.

Предельная и строгая ортодоксальность стала отличительной чертой Русской церкви. Иначе и не могло быть. Русская церковь проводила богослужения на старославянском языке; на нем же писаласьдухов- ная литература. Однако на этот язык было переведено сравнительно небольшое число христианскихтекстов; огромный корпус разнообразнейших греческих и латинских теологических сочинений и практически все философские трактаты Античности, на которых основывалась эта теология, оставались практически неизвестными на Руси. Таким образом, «ренессанс», попытка возрождения утраченного более совершенного мира, был здесь немыслим. Поэтому Русь, приняв христианство и в этом смысле став европейской страной, имела совсем иные традиции интеллектуального и культурного развития, нежели Латинская Европа с ее крепнущей привычкой к исследованию, аргументированию и рационализации. Ha Руси, напротив, люди не считали, что стоит задаваться вопросами о том, что было признано всеми как истинная вера и непреложное учение. Более того, Русская церковь в силу своих византийских традиций признавала абсолютную власть князей над собою: принцип, отвергавшийся Римской церковью.

Понятно, что более тесные контакты с Западной Европой потенциально могли изменить эти традиции русской социальной жизни. Ho события последующих столетий, обратившие энергию России на смертельную борьбу с монголами, а затем на выживание под монгольским игом, исключили подобные возможности.

<< | >>
Источник: Г.Г. Кёнигсбергер. Новая история старой Европы. 2001

Еще по теме Русская церковь:

  1. Русская православная церковь.
  2. Н. А. Захаров. Система русской государственной власти. — М.: Москва 2002. — 400 с (Пути русского имперского сознания)., 2002
  3. Нужен ли перевод с русского на русский?
  4. Абсолютизм и церковь.
  5. Христианская церковь.
  6. Государство и церковь.
  7. Церковь как «куколка»
  8. III. Церковь и государство
  9. Церковь, общество и государство
  10. V. Церковь и политика