<<
>>

В самом сердце Малой Азии,

в пустыне на юге Турции, расположен современный город Урфа, который в древности носил название Эдесса. В двадцати пяти милях к юго‑востоку на притоке Евфрата есть деревушка, слишком маленькая, чтобы быть обозначенной на большинстве карт.

Неподалеку от нее виднеются жалкие развалины. На этом месте, охраняя караванный путь из Персидского залива в Средиземноморье, когда‑то стоял таинственный город Харран, который в те времена был так же окутан легендами, как сегодня город Лхаса в Тибете[35]. Харран по‑прежнему почитают христиане, иудеи и мусульмане. Согласно Ветхому Завету, здесь патриарх Авраам останавливался во время своего путешествия из Ура в Ханаан. В эпоху предполагаемого путешествия Авраама, а также на протяжении нескольких веков до и после него город Харран считался посвященным богу Луны Син. Однако к восьмому веку нашей эры его место занял другой бог Луны и стал богом покровителем города. Это был Тот‑Гермес, или Гермес Трижды Величайший.

После гибели библиотек Александрия стремительно теряла свое значение как центр образования и культуры.

Христианские ортодоксы постепенно ограничивали энергичный обмен идеями и традициями, который был характерен для периода синкретизма, и поэтому мыслители, философы и духовные лидеры, которые вливали в город жизненные силы, рассеялись по всему миру. Некоторые нашли убежище в городе Эдессе неподалеку от Харрана. Здесь в конце второго и начале третьего века учение герметиков распространялось религиозным проповедником Бардезаном, чье искусство вести спор признавалось даже такими ортодоксальными церковными иерархами, как епископ Евсевий. Принято считать, что Бардезан был наставником Мани, пророка, вокруг которого объединилось дуалистское учение – или ересь – манихейства. Манихеи почитали Гермеса Трижды Величайшего вместе с Заратустрой, Платоном, Буддой и Иисусом как одного из «вестников добра для мира»[36].

Тем не менее Эдесса не могла сравниться с Александрией как центр образования и науки. В большей степени, чем любому другому городу, этого удалось добиться Афинам. Здесь, к примеру, в пятом веке нашей эры академией руководил философ‑неоплатоник Прокл[37]. Но и в Афинах новая христианская вера предлагала традиционное вознаграждение за традиционную же цену – спасение в другом мире как компенсацию страданий в этом. В 529 году нашей эры император Юстиниан – его предшественник Константин за два столетия до этого способствовал принятию христианства Римской империей – закрыл Афинскую академию. Преследуемые фанатиками‑христианами, последние духовные наставники скрылись на востоке. Они нашли себе временное пристанище при дворе персидского царя и постепенно сошли с исторической сцены. Однако теперь выясняется, что они или их последователи нашли новое убежище в Харране, где была основана академия, просуществовавшая как минимум до десятого века[38]. В любом случае учение герметиков возродилось именно в Харране, который стал новым центром герметической мысли.

<< | >>
Источник: Майкл Бейджент, Ричард Ли. Эликсир и камень. М.; 2007. 2007

Еще по теме В самом сердце Малой Азии,:

  1. НАРОДНЫБ ВОССТАНИЯ B МАЛОЙ АЗИИ B ПБРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в.
  2. Появление Мардука в Малой Азии
  3. Хеттское царство в Малой Азии
  4. «Жил в Малой Азии некто с умом трагическим
  5. РАЗВИТИЕ ИРАНА, МАЛОЙ АЗИИ И АРАБСКИХ СТРАН 1. ГОСУДАРСТВА ИРАНА B X - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XI BB.
  6. Возрождение в «малой» Европе
  7. 2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы
  8. ГЛАВА 4 ЧТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ДЕРЖИТ ВАС?
  9. Александр в самом высоком смысле один из этих людей.
  10. Явление молитвы есть собеседование о самом Прекрасном. Молиться надо Красотою!
  11. Но всегда великое «Вот оно какого», на самом деле не является таковостью.