<<
>>

шумероаккадской культуры

является создание своеобразной системы письменности — клинописи, которая не была звуковым письмом, а содержала иде

53

ограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги.

Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи — произведения о гибели шумерских городов вследствие набегов соседей. Наиболее распространенными были этиологические (объясняющие) мифы о сотворении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.

Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отличавшееся применением высоких платформ. Храмовые башни — зиккураты — вслед за шумерами стали строить аккадцы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и возводились из сырого кирпича.

Одним из самых величественных городов древней Месопотамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иштар 12метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазированным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление.

Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом — одним из первых в мире.

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство произведений написано в стихотворной форме. Одними из главных тем были проблема незаслуженных страданий человека и неизбежности смерти.

Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником критомикенской (III — П тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая живопись. Древние греки создали величайшие эпические произведения — «Илиаду» и «Одиссею».

Значительным открытием греков было создание своей системы письменности. Заимствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовершенствовали его путем добавления гласных. Древнегреческая архитектура характеризуется наличием двух направлений, или стилей — дорического и ионического. Дорический стиль — строгий, торжественный и массивный. До

54

рическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры за^ нимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь — храм АфиныДевы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая людей согласно античным представлениям о прекрасном.

Выдающимся достижением греков было искусство изготовления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значение имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некоторые произведения, созданные древнегреческими драматургами, до сих пор занимают важное место в репертуаре современных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.

Вопросы к разделу 2

1. Какие виды периодизации истории первобытного общества

используются в науке? Каковы их основные критерии?

2. Назовите основные этапы антропогенеза.

3. Чем протогосударство отличается от государства?

4. Что такое «неолитическая революция»? Каковы ее последствия?

5. Перечислите основные формы первобытной религии.

6. Чем скотоводческая цивилизация отличается от земледельческой?

7. Каковы последствия внедрения металла в производство?

8.

Что такое престижная экономика?

9. Зачем главе протогосударства потребовалось сосредоточивать в своих руках жреческую власть?

55

10. Проследите эволюцию человеческого сообщества от первобытного стада до сельской соседской общины.

11. Какие формы государств Древнего мира вам известны?

12. С чем связана та огромная роль, которую государство играло в жизни восточного общества?

13. Чем античные цивилизации отличаются от древневосточных?

14. Каковы характерные черты полиса?

15. Какие формы рабства вам известны и чем они отличаются друг от друга?

16. Расскажите о структуре восточного общества. В чем заключается специфика индийского общества?

17. Почему восточное общество так стабильно?

18. Какую роль в экономике античных государств играло море?

19. Каким представлялось время в мифологическом сознании и почему?

20. В чем проявился кризис античного мировоззрения?

21. Охарактеризуйте динамику представлений о пространстве и времени через три эпохи: время первобытных культов, время мифологического сознания, время монотеизма.

22. Каково значение канона в культуре Египта?

23. Охарактеризуйте сходства и различия в культуре Египта и Двуречья.

24. Какие достижения можно считать самым значительным вкладом греков в копилку мировой культуры?

<< | >>
Источник: Самыгин П.С.. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7е. — Ростов н/Д,2007. — 478 с.. 2007

Еще по теме шумероаккадской культуры:

  1. § 4. Правова культура: зв'язок із загальною культурою. Види правової культури
  2. Человек и культура: введение в философию культуры
  3. ЯМНАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ
  4. 28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?
  5. § 3. Государство и культура. Политическая культура
  6. Лекция 3. Правовая культура: понятие, уровни, формы. Функции правовой культуры
  7. Тема 17. Цивилизация и культура. Типы культуры
  8. Составной частью общей культуры общества является культура физическая, и первый шаг к овладению ею - ежедневная, в любое время года, утренняя зарядка.
  9. Культура как социальное явление
  10. 4.Правовая культура.
  11. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Ф едерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей (ст. 243 УК РФ)
  12. § 2. Правовая культура
  13. КУЛЬТУРА
  14. 20.2. Виды правовой культуры
  15. 10.3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
  16. Правовая культура
  17. 3. Сущность массовой культуры.