<<
>>

SINGULARIS [ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО]

Индивидуализм всеми рассматривается как отличительная черта западной цивилизации, а Мишеля де Монтеня почитают его родоначальником. «Величайшее благо на земле — знать, как принадлежать себе самому.

Все смотрят перед собой. Но я смотрю внутрь себя. Ничто меня не касается, кроме моего собственного. Я постоянно раздумываю о себе; я контролирую себя; я пробую себя на вкус. Кое-чем мы обязаны обществу, но по большей части мы обязаны себе. Можно давать себя в долг другим, но отдаваться только себе самому».

Основы индивидуализма усматривают в платонизме, в христианской теологии души, в номинализме средневековой философии. Но в основном он развился с наступлением Ренессанса, который Буркхард описывает через замечательные личности того времени. Культура с ее интересом к человеческим существам, религия с ее интересом к совести каждого, экономика с ее интересом к частному предпринимательству — во всех этих системах индивидуум занимает

центральное положение. Эту тему детально разработало Просвещение (начиная с Локка и Спинозы), и наконец положения о личной свободе и правах человека стали общим достоянием европейцев.

В XIX в. развитие теории индивидуализма шло по нескольким расходящимся направлениям. Кант считал, что безудержное преследование только личных интересов аморально; и только Джон Стюарт Милль в своей книге О свободе (1850 г.) примирил противоположные интересы индивидуумов и общества.

Жан Жорес в Социализме и свободе (1898 г.) сделал то же в социалистических терминах. Но всегда были люди, готовые на крайности. В книге Единственный и его собственность (1844 г.) Макс Штирнер осудил все формы коллективизма, будь то «нация», «государство» или «общество». Оскар Уайльд в Душе человека при социализме (1891 г.) защищал абсолютные права творческой личности, художника: «Искусство — это самое энергичное проявление индивидуализма, какое когда-либо знал мир».

В XX в. фашизм и коммунизм относились к личности с презрением. Но и в демократических государствах раздутый правительственный аппарат бюрократов часто подавляет тех, кому они призваны служить. Ответом стало неолиберальное движение, набравшее силы в Венской школе 1920-х годов. Все лидеры этого движения — Карл Поппер (род. 1902 г.), Людвиг фон Мизес (1881-1973 гг.) и Фридрих фон Хайек (род. 1899 г.) — эмигрировали. На трудах Хайека Дорога к рабству (1944 г.) и Индивидуализм и экономический порядок (1949 г.) воспиталось поколение послевоенных неоконсерваторов. Одна горячая последовательница этого направления однажды сказала: «Такой вещи, как общество, вообще не существует».

Эти экстремистские направления представляли гражданина как простого потребителя товаров, услуг и прав, и была опасность, что политика превратится со временем всего лишь в «культуру жалоб». Со временем развилась контртенденция, которой предстояло превратиться в столь же уязвимую традицию Долга.

тинском языке. Из неолатинской поэзии можно упомянуть немца Конрада Пикеля,

13

известного как Celtis (1459-1508 гг.), первого поэта-лауреата Священной Римской империи, венгра Яноша Паннония (1434-1472 гг.), итальянцев Фракасторо (1483-1553 гг.) и Альчиати (1492-1550 гг.), и поляков Дантишка (1485-1548 гг.) и Клеменса Яницкого (15161543 гг.)

Очевидно, что у Ренессанса было нечто общее с более старым движением за реформу Церкви. И гуманисты, и будущие реформаторы выступали против окаменелого клерикализма; и те и другие были под подозрением у церковных иерархов.

Больше того, поощряя критическое изучение Нового Завета, и те и другие растили поколения, мечтавшие об утраченных ценностях первоначального христианства, как другие мечтали о прошедшем времени классической античности. Именно поэтому возникла не очень-то удачная метафора: «Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел».

Реформация. И тем не менее нельзя рассматривать Реформацию просто как продолжение Ренессанса. В отличие от гуманизма, Реформация была обращена к глубочайшим религиозным традициям Средних веков и взросла на волне рели- 354

гиозного возрождения, которое охватило не только ученых, но и народные массы.

Начало этому возрождению веры положили люди, целью которых было сохранить в целости католическую церковь, и когда началось отпадение первой ветви реформаторского течения, люди эти с удвоенной энергией бросились в борьбу за очищенную и единую религию. В этой сфере совершенно отсутствовал дух гуманистической терпимости. Так что наличие общих истоков у Ренессанса и Реформации не должно заслонять от нас того факта, что в своем движении они устремились в разных направлениях. Похожее разделение произошло и внутри движения за реформу Церкви. Широкое в своем начале религиозное возрождение затем распалось на два отдельных и враждебных друг другу движения, позднее получивших наименование католической Реформации [известной еще как Контрреформация} и протестантской Реформации.

Религиозное возрождение, ясно различимое уже в конце XV века, воодушевлялось в основном народным недовольством, в связи с вырождением духовенства. Церковь, заявлявшая о своем намерении созывать Собор каждые десять лет, на самом деле не созывала соборов с 1430-х годов. Канонизация множества святых, от св. Винченцио Феррера (1455 г.) и св. Бернардина Сиенского (1450 г.) до св. Казимира Польского (l458— 1484 гг.), не могла скрыть того факта, что в Церкви в целом святость истощилась. Европа была полна рассказов о епископах, предававшихся симонии, о папах, погрязших в кумовстве, о развратных священниках и негодных монахах, но главное — о мирском богатстве Церкви.

И снова предвестники перемен появились во Флоренции. Грозящие адским пламенем проповеди фанатичного монаха Фра Джироламо Савонаролы (1452-1498 гг.) возбудили народ в 1490-е гг. на бунт, в результате которого были временно изгнаны Медичи, но который закончился, однако, сожжением самого проповедника. В Испании при кардинале Гарсии Чиснеросе, религиозной дисциплине сопутствовала энергичная ученость. В новой школе теологии при Университете Алкалы, основанной в 1498 г., родилась Библия Полиглота (1510-1520 гг.). В Италии при кардинале Джанпьетро Карафе (1476-1559 гг.), будущем папе Павле IV и соучредителе (ок.

1511 г.) Часовни Божественной любви, сложился кружок влиятельных церковных деятелей Рима, которые предавались усиленным духовным упражнениям и делам благочестия. От них затем пошли некоторые новые католические (белые — не монашеские и не священнические) конгрегации и среди них театинцы (1523 г.), барнабиты (1528 г.), иезуиты (1540 г.) и ораторианцы (1575 г.).

Признаки религиозного возрождения отмечаются именно тогда, когда репутация Церкви пала особенно низко, а именно: при папах Родриго де Борджиа (Александре VI, 1492-1503 гг.) и Джулиано делла Ровере (Юлий II, 1503-1513 гг.). Александр был одержим страстями: к золоту, к женщинам, к устройству своих незаконнорожденных детей. Юлий питал от рождения ненасытную «любовь к войне и победам» : этот папа запомнился выступающим на поле брани в полном вооружении; он перестроил собор Св. Петра, восстановил папское государство. В 1509 г., когда он планировал оплатить войны и перестройку собора продажей в Германии индульгенций — папский документ, гарантирующий освобождение от наказания в Чистилище, — в Рим прибыл молодой монах-августинец из Виттенберга в Саксонии. Мартин Лютер был потрясен увиденным до глубины души. «Даже

испорченность, — писал Ранке, — может быть совершенной»14.

Уже через десять лет Лютер (1483-1546 гг.) оказался во главе первого протестантского восстания. Его лекции в качестве профессора теологии в Виттенберге показали, что учение об «оправдании одной лишь верой» вынашивалось им уже несколько лет, и, как человек, пребывавший в борьбе с собственными внутренними убеждениями, он не обнаруживал никакой терпимости по отношению к изнеженным гуманистам своего времени. Он был исключительно груб и имел несносный характер. Его язык подчас просто невосироизводим. Рим был для него гнездом содомского разврата, апокалиптическим зверем.

Гнев Лютера достиг предела, когда в Германии появился монах Иоанн Тетцель, продававший индульгенции. Тетцель был изгнан с территории курфюрста Саксонского, которому вовсе не хотелось, чтобы его подданные перекладывали большие суммы в папские сундуки.

Так что, подвергая сомнению, так сказать, «богословскую аккредитацию» Тетцеля, Лютер тем самым поддерживал Ренессанс и Реформация, ок. 1450-1670 355

политику своего князя. 31 октября 1517 г. в канун Праздника всех святых он предпринял решительный шаг и прибил листок с 95 Тезисами, или аргументами, против индульгенций к дверям Виттенбергской крепостной церкви. Так доносит предание.

Из этого знаменитого акта неповиновения проистекло несколько последствий. Во- первых, Лютер был вовлечен в серию публичных диспутов, в том числе в знаменитый диспут в Лейпциге с доктором фон Эком, за чем последовало отлучение Лютера от Церкви (июнь 1520 г.). Готовясь к этим диспутам, Лютер набросал первые тезисы лютеранства: Резолюция, О свободе христианина, К христианскому дворянству немецкой нации, О вавилонском пленении Церкви Божьей; затем он публично сжег папскую буллу о своем отлучении Exsurge Domine. Вторым следствием явилось разделение Германии на сторонников и противников наказания Лютера. В 1521 г. император Карл V вызвал Лютера явиться под охраной на императорский рейхстаг в Вормсе. Подобно Гусу, Лютер стойко защищался: «Я покорен Писанием, которое только что привел; мое сознание в плену Слова Божья. Я не могу ничего взять назад и не буду, потому что поступать против совести небезопасно и нечестно... Если не докажут мне из Священного Писания, что я заблуждаюсь, то совесть моя Словом Божьим останется связанной... Нет, я не могу и не хочу отречься ни

от чего, потому что небезопасно и нехорошо делать что-либо против совести.

Hier stehe ich. Ich kann nicht unders. [На том я стою. Я не могу иначе]».

После этого его поспешно увели люди Саксонского курфюрста и спрятали в замке Вартбург. Изгнание, к которому рейхстаг присудил Лютера, было невозможно осуществить: религиозный протест грозил обратиться в политическое восстание.

В 1522-1525 гг. Германию потрясли две вспышки волнений: вражда имперских рыцарей (1522-1523 гг.) в Трире и бурные социальные волнения Крестьянской войны (1524-1525 гг.), которая началась в Вальдсхуте в Баварии.

Возможно, неповиновение Лютера Церкви способствовало тому, что появилось неповиновение политической власти; но сам он нисколько не сочувствовал двенадцати артикулам крестьян, как их сформулировал и в Швабии Кристофер Шаппелер, и Себастьян Лотцер из Меммингена. Когда в Тюрингии появились новые группы восставших, Лютер опубликовал воззвание Против шаек крестьян, сеющих убийства и разбой, резко выступая за общественный порядок и права князей. Восстание было потоплено в крови.

Лютеранский бунт окончательно оформился во время следующих трех сессий имперского рейхстага. Оппоненты императора воспользовались возможностью консолидировать свои силы, пока император был занят войнами с французами и турками. В 1526 г. в Шпайере рейхстаг к принятому постановлению добавил пункт о религиозной свободе князей, предвосхищавший знаменитую формулу: Cuius regio, eius religio [чья власть, того и религия]. На втором рейхстаге в Шпайере в 1529 г. они формально заявили протест (откуда и пошло наименование протестантов) в связи с аннулированием постановлений предшествующего рейхстага. В Аугсбурге в 1530 г. они представили взвешенное изложение своих убеждений. Это Аугсбургское Исповедание, сочиненное Меланхтоном, было манифестом протестантов, после чего неколебимый император назначил им крайний срок для покаяния — апрель 1531 г. В ответ князья-протестанты создали вооруженную Шмалькальденскую лигу. Вот когда окончательно оформились лагеря католиков и протестантов. [GESANG]

Тем временем лютеранское протестное движение разрасталось за счет параллельных событий, из которых каждое расширяло основу протестантизма. В 1522 г. в Швейцарии Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.), эллинист, корреспондент Эразма и народный священник в Цюрихе, бросил вызов католической церкви как по вопросам церковной организации, так и по вопросам учения. Как и Лютер, он начал с протеста против индульгенций, и он разделял представление Лютера об оправдании верой. Цвингли также отвергал авторитет епископов; он заявлял, что Евхаристия — это не более чем просто символическая церемония. Его убили под Каннелем в 1531 г., когда он нес знамя протестантов в войне против пяти католических лесных кантонов, которая расколола Швейцарскую конфедерацию. К Цвингли восходит важное направление протестантства 356 RENATIO

GESANG

Парафраза Мартина Лютера 46-го псалма — «Господь — моя сила и крепость» — была впервые положена на музыку в Gesangbuch'e Дж. Клюга 1529 года. Стало ясно, что виттенбергский соловей — поэт и композитор, а не только реформатор Церкви и богослов. Этот гимн стал, наверное, величайшим во всей христианской гимнографии

Твердыня наша — наш Господь,

Все с Богом превозможем.

Врагу же нас не превозмочь,

Мы под покровом Божьим. Нам в спину дышит злобный враг,

И всем погибель прочит.

Высоко поднял он свой стяг,

И близко время K ночи.

Лютер, как монах, был знаком с церковной музыкой; у него был хороший тенор, и он хотел, чтобы все люди разделили с ним радость церковного пения. Участие всех в пении стало литургическим аналогом его богословской доктрины о всеобщем священстве. Он придавал большое значение пению всей конгрегацией. Его Формула мессы (1523 г.) преобразовала латинскую мессу и заложила основы будущей шведской мессы. Ученик Лютера Дж. Вальтер издал Geystliche Gesangk Buchlein (1524 г.) — антологию полифонических хоровых переложений. В 1525 г. он привез в Виттенберг первый

в мире печатный станок для печатания нот. Затем появляется его Deutsche Messe und Ordnung Gottesdienst (1526 г.) — своего рода народная месса. Она заканчивалась стихом гуситского гимна Jesus Christus, unser Heiland. Энхиридион Гейнриха Люффта (также 1526 г.) стал первым сборником церковных гимнов для прихожан. Так что уже через пять лет пос-

Давно бы нам пришел конец,

Когда бы не подмога,

Послал нам Сына Бог Отец Из горнего чертога.

Спаситель Бог наш Саваоф,

Его сильнее нету,

И нет для нас иных богов,

Господь нам даст победу.

ле рейхстага в Вормсе последователи Лютера были музыкально «полностью снаряжены».

У лютеранской музыкальной традиции были далеко идущие последствия: теперь каждому приходу требовалось держать своего регента, органиста, хоровую школу и хор собственных певцов и инструменталистов. В результате Германия превратилась в самую музыкально образованную нацию Европы — и стала богатейшим источником светской музыки в Европе. Для гения И.-С. Баха нельзя было найти более плодородной почвы, чем лютеранство.

Согласно одной гипотезе, в основе выдающихся музыкальных успехов немцев лежат немецкий язык и его ритмы. Это может быть так, а может быть — и не так. Во всяком случае, следует помнить, что в 1525 г. Лютер сказал: «как текст, так и ноты, ритм, мелодия и стиль исполнения должны вырастать из чистого родного языка и его отражения». Употребление народного языка, на чем так настаивал Лютер, повлияло на образование в Германии. Есть прямая связь между гимнами и мессами Лютера, Вальтера, Pay и Генриха Шютца (1585-1672) и позднейшими творениями Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта и Брамса.

Впрочем, изолированно рассматривая лютеранскую музыкальную традицию, мы, без сомнения, недооцениваем католическую музыку, а также плодотворное взаимодействие разных христианских традиций. Но стоит лишь сравнить стерильную музыку кальвинизма, в рамках которой запрет папской полифонии свел Женевскую Псалтырь (1562 г.) к собранию метрических унисонных песнопений, чтобы увидеть музыкальные преимущества лютеранства.

Церковь Англии в отношении музыки имеет много общего с лютеранством: здесь развилась изумительная музыкальная традиция, у истоков которой стояли Томас Таллис, У. Бёрд и О. Гиббонс. Знаменитый Канон Таллиса в его потрясающей простоте (сочиненный монахом из аббатства Вальтама, который стал одним из джентельменов Королевской часовни) — это англиканский вариант гимна немецких протестантов Ein' feste Burg, к тому же восьмичастный канон:

357 Ренессанс и Реформация, ок. 1450-1670

Канон Таллиса (LM)

Этой ночью да вознесется Тебе Хвала за блеск дня, о Господи!

Заслони меня, о Царь царей Твоими всемогущими крылами.

Не следует также пренебрегать и великолепной музыкальной традицией православной церкви, которая, так же, как и

Лютер, с готовностью переняла полифонию. В православной традиции запрет инструментальной музыки привел к особенно высокому искусству хорового пения. (Католическая церковь всегда разрешала инструментальное сопровождение). Из дошедших до нас органов самый ранний восходит к 1320 г., причем он все еще действует в Сионе в швейцарском кантоне Вале (Валлис). Но в России и на Украине полифония достигалась исключительно посредством человеческого голоса, что много способствовало росту музыкальной культуры поющих и слушающих. В этом контексте появление Чайковского, как и появление Баха, не случайность.

— признание за конгрегациями и общинами права самим управлять своими делами. [холизм]

В 1520-е гг. в Германии было множество радикальных проповедников и сект. Андреас Карлштадт (1480-1541 гг.), поссорившись с Лютером, отправился в Базель. «Пророки Цвикау» — Шторх, Штейбнер и Тома — были всего лишь старомодными

милленаристами15. У мистика Томаса Мюнцера (1490-1525 гг.) можно найти и коммунистические, и анархистские взгляды, а секта его была организована наподобие чешских таборитов. После долгих скитаний он возглавил банду экспроприаторов во время

Крестьянской войны в Тюрингии, был схвачен и казнен в Мюльхаузене. Анабаптисты [Вторично крещеные] появились из среды недовольных швейцарских цвинглианцев. Отвергая всякую власть, они объявляли недействительным и прежнее свое Крещение. Они также стремились к идеальной христианской республике, построенной на евангельских принципах, отвергали клятвы, собственность и (теоретически) всякое насилие. В 1534-1535 гг. в Мюнстере в Вестфалии под руководством двух голландцев — Яна Маттийса из Гарлема и Яна Бейкельца из Лейдена — они установили Царство избранных, которое просуществовало недолго и было разгромлено с большой жестокостью.

До сих пор можно увидеть, как в церкви Св. Ламберта со шпиля свешиваются клетки, в которых некогда содержались останки их руководителей. Анабаптисты были первыми христианскими фундаменталистами, их преследовали и протестанты, и католики. Они возродились как меннониты под руководством Менно Симонса (1496-1561 гг.), их духовными наследниками впоследствии стали баптисты, унитарии и квакеры. Что же касается христианского спиритуализма, то он черпал поддержку у баварских сторонников Ганса Денка, швабских учеников Себастьяна Франка и силезских швенкфельдиан.

В 1529 г. король Генрих VIII Английский начал проводить политику, в результате которой Церковь Англии отделилась от Рима. Первопричиной этого процесса стало настойчивое желание Генриха иметь наследника и отказ папы разрешить ему развод. Генрих, до того получивший прозвание Defensor Fidei [Защитник веры] за осуждение Лютера, на самом деле религией вовсе не интересовался; при этом за свои нападки на привилегии и собственность Церкви он получил решительную поддержку парламента и громадные материальные блага. В результате отмены аннат (1532 г.) прекратились выплаты Риму от церковной собственности. Акт апелляций (1533 г.) поло- 358 RENATIO

<< | >>
Источник: Дэвис. Н.. История Европы. 2005

Еще по теме SINGULARIS [ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО]:

  1. Статья 9. Число третейских судей
  2. Отдел I Число представителей. Основания представительства
  3. Кришнамурти Дж. «Единственная революция»1
  4. Виды количества: множество, величина, число, степень и т. д.
  5. 121. Размещение заказов у единственного поставщика
  6. М.Штирнер ЕДИНСТВЕННЫЙ И ЕГО СОБСТВЕННОСТЬ
  7. Интегрированная концепция иска имеет, пожалуй, наибольшее число сторонников.
  8. Рационализм, воспринятый как единственно возможный путь познания,
  9. Учение Мухаммеда провозглашало Аллаха единственным богом
  10. Глава 5 (xv) Распространение христианской религии. — Чувства, нравы, число и положение первых христиан
  11. 6.2.12. Апарт-отель «Арбат-Владивосток» – первый и единственный в своем роде проект на Дальнем Востоке открывает свои двери
  12. Статья 7.29.2. Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу Комментарий к статье 7.29.2
  13. Приложение 5 Результаты всех выборов, происходивших в Малайе и Малайзии
  14. Приложение 7 Результаты парламентских выборов после создания Федерации Малайзии
  15. Приложение 4 Результаты выборов в законодательные собрания штатов/султанатов
  16. Основные задачи на проценты: