<<
>>

СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА У ФРАНКОВ

Согласно «Салической правде», усадебная земля находилась в индивидуальной собственности каждого свободного франка. Ha это обстоятельство указывают высокие штрафы, установленные за порчу и уничтожение изгородей или проникновение с целью воровства в чужие дворы.

Вместе с тем, луга и леса находились в коллективной собственности крестьянской общины. Принадлежавшие крестьянам соседних деревень стада паслись на общих лугах. Свободный крестьянин мог брать из леса любое дерево, в том числе срубленное, если на нем имелась пометка, что оно было срублено более года назад. Крестьянская община сохраняла верховные права на пахотные земли. Однако пахотная земля не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого свободного франкского крестьянина.

Крестьянин имел свой участок земли на время пахоты, сева и созревания хлебов, огораживал его и передавал по наследству своим сыновьям. Женщине земля по наследству не передавалась. Верховные права общины на пахотную землю проявлялись в том, что никто из ее членов не имел права продавать свою землю.

Когда крестьянин умирал, не оставляя после себя сыновей, эта земля возвращалась общине и попадала в руки «соседей».

Существовавшая в то время община уже не была родовой, которую описывали Цезарь и Тацит. Родовую общину сменила община соседская, которая состояла уже не из родичей, но значительная часть деревни, владевшая определенными землями, еще продолжала оставаться связанной родовыми отношениями. Одновременно в деревне жили и чужаки — Переселенцы из других мест, поселившиеся тут по соглашению с другими общинниками или в соответствии с королевской грамотой.

«Салическая правда» в титуле «О переселенцах» устанавливала, что каждый свободный человек мог поселиться в чужой деревне, если против этого не протестовал никто из ее жителей.

При наличии хотя бы одного человека, который выступил против, чужак в данной деревне поселиться не мог. «Салическая правда» рассматривала порядок выселения и наказания в виде штрафа такого переселенца, которого община не захотела принять в число своих «соседей». «Если же переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи».

Королевская грамота также гарантировала неприкосновенность переселенцев. «Салическая правда» определяла огромный штраф в 200 солидов каждому, кто осмеливался протестовать против королевской грамоты.

«Салическая правда» не сообщает прямо о существовании крупных поместей, но, судя по отдельным данным (перечисление дворовых ремесленников и др.), в V—VI вв. поместья существовали рядом со свободной франкской общиной. Крупными землевладельцами был сам король, его дружинники, высшее духовенство и римские землевладельцы, частично сохранившие свои владения и близкие к королевскому двору («королевские сотрапезники», как называет их «Салическая правда»). Тем не менее основной фигурой франкского общества этой эпохи был свободный франк — полноправный член сельской общины, свободный земледелец.

<< | >>
Источник: Всемирная история:. Раннее средневековье. 1998. 1998

Еще по теме СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА У ФРАНКОВ:

  1. Разложение родовой общины. Появление соседской общины.
  2. Эволюция общественных отношений. Соседская община.
  3. Община у франков.
  4. Великие переселения Возникшая необходимость новой организации • Деревенская община • Общинная работа • Судебная процедура • Междуродовое право • Пояснения, заимствованные из теперешней жизни • Буряты • Кабилы • Кавказские горцы • Африканские племена
  5. Как не нарушить соседские права
  6. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ФРАНКОВ
  7. Глава 8. Государство салических франков
  8. Франки
  9. Глава 1. Государство салических франков
  10. СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ ФРАНК
  11. ФРАНКИ. ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНКСКОГО КОРОЛЕВСТВА