<<
>>

СТРАННЫМ ОБРАЗОМ ПОДАВЛЯЕТ…

Гиза, Египет, 16 марта 1993 года, 8 утра

При высоте чуть больше 60 метров (и со стороной основания 108 м) Третья пирамида вдвое ниже, чем Великая, и еще в большей пропорции уступает ей по массе.

Тем не менее она величественна и по‑своему ошеломляет. Когда мы шагнули из залитой солнцем пустыни в ее огромную геометрическую тень, я вспомнил, что сказал о ней иракский писатель Абдул Латиф, когда посетил ее в XII веке:

"Она кажется малой по сравнению с двумя другими, но вблизи, когда не видно тех, она странным образом подавляет, и ее созерцание неизбежно связано с болезненным ощущением… "

Нижние 16 рядов монумента все еще покрыты первоначальной облицовкой блоками, высеченными из красного гранита (по словам Абдулы Латифа, «столь твердого, что железо оставляет на нем след очень медленно и с большим трудом»). Некоторые блоки очень велики, они зачастую имеют сложную форму, но при этом идеально пригнаны, чем очень напоминают циклопическую кладку‑мозаику в Куско, Мачу‑Пикчу и в других местах в Перу.

Как и положено, вход в третью пирамиду располагается с северной стороны, достаточно высоко над землей. Отсюда нисходящий под углом 26°2' коридор прямо, как стрела, уходит в темноту точно на юг. Он имеет прямоугольное сечение и так низок, что для того, чтобы войти в него, приходится складываться почти пополам. Там, где он проходит сквозь кладку, его потолок и стены сложены из хорошо пригнанных гранитных блоков. На некоторое расстояние эта облицовка продолжается и ниже уровня земли.

Примерно через двадцать метров от входа коридор выровнялся и соединился с проходом, где можно было стоять во весь рост. В свою очередь, этот проход ведет в небольшую предкамеру с резными панелями и канавками в стенах, предназначенными, по‑видимому, для опускной решетки.

В конце камеры нам снова пришлось скрючиться, чтобы войти в следующий коридор. Так, согнувшись, мы прошли в южном направлении метров двенадцать, прежде чем попали в первую из трех основных погребальных камер‑усыпальниц, если только они были усыпальницами.

Эти мрачные, беззвучные комнаты высечены в скале. Та, в которой мы стояли, в плане имела форму прямоугольника, вытянутого с востока на запад. Она имеет размеры 9 метров в длину, 4,5 — в ширину и столько же в высоту, плоский потолок и довольно сложное внутреннее устройство. В ее западной стене — большое отверстие неправильной формы, ведущее в темное, похожее на пещеру пространство. Кроме того, есть отверстие и в полу, через которое можно попасть в туннель с наклоном на запад, ведущий на еще большую глубину. Мы спустились по туннелю. Он кончался коротким горизонтальным проходом, из которого через узкий дверной проем можно войти в небольшую пустую камеру. В ее стенах были вырублены шесть комнат, похожих на кельи средневековых монахов: четыре с востока и две с севера. По мнению египтологов, эти комнаты были задуманы как «склады… для хранения предметов, которые усопший монарх хотел бы иметь под рукой».

На выходе из камеры мы снова повернули направо и опять попали в горизонтальный проход. В его конце находилась еще одна пустая камера оригинальной конструкции, какой больше не встретишь в египетских пирамидах[50]. Четырех метров в длину и двух с половиной в ширину, она ориентирована с севера на юг. Ее сильно поврежденные стены и пол выложены особенно плотным гранитом шоколадного цвета, который, как нам показалось, поглощает не только свет, но и звук. Ее потолок состоит из восемнадцати крупных блоков из того же материала, по девять с каждой стороны, которые стыкуются на коньке. Их нижняя сторона обтесана так, что потолок имеет заметно вогнутую форму. В целом помещение смахивает на идеальный винный погреб, тайно размещенный в каком‑нибудь романском соборе.

Покинув нижние камеры, мы вернулись по наклонному тоннелю в большое помещению с плоской кровлей, вырубленное в скале.

Пройдя через отверстие с неровными краями в западной стене, мы обнаружили, что видим прямо перед собой верхнюю сторону восемнадцати блоков, образующих перекрытие камеры, расположенной внизу. Отсюда была ясно видна конструкция конька. Но гораздо менее ясно было, как эти блоки сюда затащили, не говоря уже о том, как удалось их так аккуратно уложить на предназначенное им место. Каждый из них весит много тонн, что затрудняет манипуляции с ними в любых обстоятельствах. Но здешние обстоятельства были далеко не ординарными. Как‑будто стараясь усложнить себе жизнь (а может быть, считая такие задачи элементарными), строители пирамиды не потрудились зарезервировать достаточно рабочего пространства между блоками и скалой, нависающей над ними. Я заполз в этот зазор и обнаружил, что его величина от 60 см на южном конце до считанных сантиметров на северном. В таком объеме было физически невозможно манипулировать с этими монолитами, опуская их на место. Следовательно, если рассуждать логически, то остается предположить, что их поднимали с пола камеры, но как? Камера была так мала, что там одновременно могли бы работать лишь несколько человек — слишком мало, чтобы поднимать грубой силой своих мускулов. По мнению археологов, полиспасты еще не существовали в эпоху пирамид (но даже если они бы и были, то для размещения полиспаста места явно не хватало). Тогда, может быть, использовали какую‑нибудь неизвестную систему рычагов? Или все‑таки было что‑то в древнеегипетских легендах (что недооценили ученые), которые рассказывали о жрецах и волшебниках, без малейшего усилия поднимавших в воздух каменные глыбы, бормоча заклинания, «слова мощи»?

Уже не в первый раз сталкиваясь с тайнами пирамид, я понимал, что передо мной невыполнимая техническая задача, которая тем не менее была выполнена, причем на удивительно высоком уровне и с потрясающей точностью. Кстати, если верить египтологам, строительные работы выполнялись на заре цивилизации, причем людьми, не имевшими опыта крупномасштабного строительства.

В этом, разумеется, заключается удивительный культурный парадокс, адекватного объяснения которому академики‑ортодоксы предложить не в силах.

<< | >>
Источник: Грэм Хэнкок. Следы богов. МОСКВА; 2001. 2001

Еще по теме СТРАННЫМ ОБРАЗОМ ПОДАВЛЯЕТ…:

  1. Итак, невнимание взращивает образы, внимание освобождает сознание от образа,
  2. Образ будущего и образ прошлого, или футурология против истории.
  3. Ho что такое «образ образа»? Как это понять?
  4. Образ будущего, образ настоящего и физическая картина мира, или правы ли «физики» в обвинениях «переписываемой» истории?
  5. Вопрос 29. Каким образом определяется правовое положение полных товарищей в коммандитном товариществе? Каким образом осуществляется управление делами в коммандитном товариществе?
  6. 4. Новые индустриальные страны. Какие страны туда входят?
  7. Глава 8 Новая история в странах Востока и Азии. Колонии и зависимые страны
  8. 1. Страна мечтателей, страна ученых: предыстория
  9. 5.5. Страны Западной Европы и США в 19181939 гг. 5.5.1. Революционный подъем в странах Европы и проблемы послевоенного урегулирования (19181922 гг.)
  10. §3. Развитие группового иска в зарубежных странах §3.1. Групповой иск в гражданском процессе стран общего права
  11. Европейская интеграция. Во второй половине ХХ в. наметились тенденции к интеграции стран во многих регионах, особенно в Европе. Еще в 1949 г. возник Совет Европы. В 1957 г. 6 стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор
  12. Образ науки
  13. Вторая стадия – ролевой образ
  14. Изменение образа «Я»
  15. Воплощение образа и характерность
  16. Урок № 5 Вы творите образами
  17. Образ растения
  18. Образ гриба
  19. Третья стадия – жизненный образ.
  20. Образ и подобие Божие в человеке