<<
>>

СВЕТСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Петра поправу называют основоположником светского просвещения в России.

Царь всеми силами стремился не только ввести в русском обществе европейские нравы, но и поднять русскую технику и просвещение на уровеньевропейских.

Для ЭТОГО OH прежде всего вызывал и Россию множество европейских учителей всех специальностей и посылал русских молодых людей учиться за Границу.

Он сделал светское элементарное образование (то есть обучение грамоте, арифметикеи геометрии) о6язательным для сыновей дворян и приказных людей.

Он создал русскую светскую школу в двух видах: в виде начальных «цифирных» школ, которых к концу царствования Петра было около 50, и ввел специальные учебные заведения, какими были навигаЦионная школа в Москве и морская академия в Петербурге. Такжесюдаотносятся инженерное училище в Москве и артиллерийское в Петербурге, несколько «математических школ», медицинская школа при MOCKOBCком военном госпитале. ^ M >

B 1703 году пастор Глюк основал в Москве общеобразовательную школу языков и разных наук.

Наконец, в конце царствования Петра был составлен про- ектучрежденияАкадемиинауквПетербурге.

При Петре началось печатание в широком масштабе книг светского содержания, начиная от азбук, учебников и календарей и кончая историческими сочинениями и политическими трактатами. Петр сам принимал деятельное уча- с.тие в подготовке книг к печати, исправлял переводы, правил корректуру, давалтехнические указания.

C 1708 года, по указанию Петра, книги светского содержания стали печатать упрощенным, так называемым «гражданским» шрифтом. Первой такой книгой стала «Геометрия, славенски землемерие».

Петр положил начало и периодической печати. C 1703 года начали издаваться в Москве «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся

в Московском государстве и в иных окрестных странах»...

Для того, чтобы Приучить русское общество к европейским обычаям и развлечениям, Петр приказал устраивать в столицах вечерние публичные собрания («ассамблеи»), куда гости должны были приходить со своими женами и взрослыми дочерьми, и где все развлекались по желанию разговорами.'играми, танцами, выпивкой и закуской. Этим путем Петр освободил русскую женщину высших слоев общества от постоянного заключения в тереме и ввел ее в сферу общественной жизни и общих интересов.

<< | >>
Источник: И. E. Войнич, H. M. Волчек.. · Всемирная история: Эпоха просвещения . 2003. 2003

Еще по теме СВЕТСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ:

  1. § 2. «Просвещенный абсолютизм» и «просвещенный деспотизм» как два варианта эволюции традиционных монархий
  2. Соотношение светской и духовной властей.
  3. Лекция 4. Светское государство
  4. Светский характер культуры Возрождения
  5. IV. Христианская этика и светское право
  6. XV. Церковь и светские средства массовой информации
  7. Разрыв в светской культуре и религии
  8. Папство, империя и светская власть
  9. Проблема соотношения духовной и светской властей с точки зрения Рене Генона
  10. XIV. Светские наука, культура, образование
  11. 51.Основные черты канонического и светского права Великого Княжества Литовского.
  12. П. Н. Кудрявцев НАЧАЛО СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПАП (1850 г.)
  13. Формирование духовности человека в системе светского образования
  14. Идеология Просвещения.
  15. Регино ОТНОШЕНИЕ ПАП К СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПРИ ПРЕЕМНИКАХ КАРЛА ВЕЛИКОГО
  16. Конституция независимой Индии предоставила равные права женщинам в соответствии с индийским светским правом
  17. Ф. Лоран СОСТОЯНИЕ ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВИ В XI в. ХАРАКТЕР РЕФОРМЫ И БОРЬБЫ ГРИГОРИЯ VII СО СВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ (в 1860 г.)
  18. § 2. Конституционализм и идеология Просвещения
  19. Акт о лишении всех лиц, занимающих духовные должности, права осуществлять какую-либо светскую юрисдикцию или полномочия, 13 февраля 1642 г.