<<
>>

ТИПЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ B ЯПОНИИ

Конец XV и XVI век характеризуется для Японии ростом городов.

Замки крупных и средних феодалов представляли собой военно-административные центры, в которых сосредотачивалось большое количество самураев.

Около них селилось всё возрастающее количество ремесленников и торговцев. Так возникли призамко- вые города. Кроме призамковых городов существовали города при храмах.

B японских городах XVI века существовало несколько типов самоуправления, определявшегося степенью экономического развития того или иного города. Городское самоуправление складывалось в ходе борьбы с феодалами, причем она не обязательно принимала форму открытых вооруженных столкновений. Города располагали таким мощным оружием, как деньги, что давало им возможность откупиться от князей.

Иногда городам удавалось добиться полного самоуправления, иногда же им приходилось ограничиваться неполным. Наиболее характерным примером так называемых вольных городов был Сакаи — один из немногих самоуправляющихся городов на всем Востоке.

Выгодность географического положения и ранее установление торговых связей с внешним миром (в

XVI веке хозяин города, один из крупнейших феодалов страны, Оути, признал за ним право вести торговлю с Китаем и Кореей) способствовали усилению купцов, явившихся основной силой, которая добилась для Сакаи полного самоуправления.

Сакаиские купцы занимались главным образом посреднической торговлей и торговлей огнестрельным оружием. Среди товаров, вывозившихся Японией в другие страны, были не только предметы собственного производства, но и товары, приобретенные в других странах,— черный перец, дорогие породы дерева, купленные на островах Рюкю, куда они доставлялись из стран бассейна Тихого океана.

Огромные прибыли получали купцы Сакаи от торговли огнестрельным оружием, которое в большом количестве доставляли в Японию европейцы.

Учитывая все возраставшие потребности в нем самураев, купцы наладили его изготовление в своем городе. Они были единственными владельцами производившихся там товаров.

B XVI веке Сакаи превратился в один из крупнейших центров ремесла и торговли. Сосредоточив в своих руках значительные денежные богатства, сакай- ские купцы вначале выплачивали феодалу определенного размера подать, а в дальнейшем полностью откупились от него. Город перешел к системе самоуправления. По своему характеру он весьма напоминал европейские вольные города. He случайно европейцы, посетившие Японию в конце XVI — начале

XVII века, описывали его как «свободный и республиканский сакаи» и называли «японской Венецией».

B середине XVI века вся страна была превращена в театр военных действий. Одна группировка феодалов боролась против другой. B борьбу втягивались все новые и новые силы. Вот что писал в 1557 году португальский миссионер Луис Фроез: «В Японии подлинные отношения лорда и его вассалов не соблюдаются. Так называемая эпоха гражданских войн означает в сущности, что военные руководители, высшие и низшие, сражаются друг против друга ради того, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды и увеличить свои силы. Япония действительно настроена революционно и очень чувствительна к волнениям, происходящим в мире».

B этой ситуации Сакаи представлял собой остров, где сохранился мир. «Во всей Японии нет более безопасного места, чем город Сакаи,— отмечал в 1552 году миссионер Вилела Падре Гаспар.— Несмотря на то, что все провинции охвачены войной, здесь царит спокойствие. И если бы в этот город прибыли и победители и побежденные, TO и они жили бы в мире и согласии».

Это оказалось возможным благодаря тому, что Сакаи был вольным городом, во главе которого стоял выборный орган — городской совет, насчитывавший 36 членов. B совет избирались наиболее богатые и влиятельные жители, преимущественно крупные торговцы. Совет устанавливал налоги, вел судебное разбирательство, руководил обороной Сакаи.

B условиях постоянных междоусобных войн городу всегда угрожала опасность военного нападения, поэтому, чтобы защитить свою независимость, он должен бьш иметь свои собственные вооруженные силы, которые также находились в ведении городского совета.

Одним из средств защиты от возможного нападения войск соседних феодалов служил ров.

Однако мирная жизнь города продолжалась недолго. Ода Нобунага, борясь против своих противников — феодалов и монастырей, стремился подчинить себе всю страну. Увлеченный первыми победами, он решил покончить и с независимостью Сакаи. Это решение было продиктовано тем, что крупные сакай- ские купцы финансировали некоторых враждебных ему феодалов.

Первое ультимативное требование Ода Нобунага, адресованное жителям Сакаи в 1568 году, сводилось к тому, чтобы город немедленно выплатил военный налог. Городской совет Сакаи отклонил ультиматум. Тогда Ода повторил свое требование, увеличив сумму налога.

B хронике «Дзоку онин коки» по этому поводу говорится следующее: «Все цветущие населенные пункты, расположенные в районе Кинаи, вплоть до храмов, были обложены военным налогом. И каждый понимал, что это было необходимо. Bce выплачивали налог. Это была действительно вынужденная мера. Что же касается города Сакаи, расположенного в провинции Идзуми, то там проживали богатые торговцы, и потому он должен был выплатить налог в размере 30 тыс. кан. Можно считать, что для него это была небольшая суммак

Однако, в Сакаи, как говорится в той же хронике, было созвано заседание городского совета/который вновь отклонил требование Ода Нобунага. Тогда Ода решил применить силу и двинул против Сакаи свои войска. Совет, предвидя неизбежность военного нападения, стал активно готовиться к защите города. Там создавалось ополчение, строились укрепления.

Право на самоуправление Сакаи завоевал не оружием, а при помощи денег (что вообще было характерно для японских городов), но результатом самоуправления пользовались не только крупные купцы. Поэтому на защиту Сакаи поднялось по существу все его население. Городской совет рассчитывал на то, что Ода Нобунага, занятый в то время более важной и трудной для него борьбой против войск феодала Миёси, не решится немедленно выступить против.

Эти надежды не оправдались.

Сакаи, как и другие города, вынужден был подчиниться власти Ода Нобунага. B 1568 году с независимостью Сакаи было покончено.

Сакаи играл в XVI веке большую роль не только в экономической и политической жизни страны. C ним связано зарождение и развитие демократических тенденций в японской национальной культуре, чему в немалой степени способствовало как раз то обстоятельство, что он пользовался правом самоуправления. Имея широкие по тому времени внешнеторговые связи с рядом стран Азии и даже Европы, Сакаи заимствовал у них технику производства некоторых изделий (оружия, высококачественных тканей и т. д.) и в известной мере испытал на себе влияние китайской и европейской культуры.

B Сакаи раньше, чем в каком-либо другом японском городе, появились ростки культуры третьего сословия. K XVI веку относится начало книгопечатания в Японии, делаются первые попытки применить латинский алфавит (ромадзи).

B XVI веке в Японии наряду с Сакаи были и другие города, пользовавшиеся правом полного самоуправления.

K таким городам следует отнести Хирано (провинция Сэтцу). Он был расположен недалеко от портов Сакаи и Хёго и тоже участвовал во внешнеторговых операциях. B XVI веке Хирано превратился уже в довольно крупный центр ремесла и торговли. Ему, как и Сакаи, удалось заключить с феодалом, во владениях которого он находился, договор о выплате установленной подати, за что город получил право на самоуправление.

B середине XVI веке он откупился от феодала и стал самостоятельным. Bo главе города стоял совет старейшин, в который входили богатые купцы. Большим влиянием в городе пользовался купеческий дом Сузёси, вложивший значительные суммы денег в судоходную компанию Сакаи, которая занималась в основном внешней торговлей. B архиве дома Сузёси обнаружен документ, который подтверждает, что Хирано тоже был самоуправляющимся городом. Документ этот представляет собой послание городского совета Сакаи совету Хирано. Из текста его вытекает, что оно было написано во второй половине XVI века, вероятнее всего, в 1568 году, когда Ода Нобунага выступил против Сакаи, желая подчинить город своей власти.

B послании сказано следующее: «Городскому совету Хирано. Как нам стало известно, Ода скоро предпримет против нас наступление. Поэтому мы обращаемся к вам, надеясь договориться о том, чтобы обе стороны направили свои войска к нашим границам для совместной защиты территорий. Направляем настоящее послание на ваше рассмотрение. C глубоким уважением Городской совет Сакаи».

Близок к Хирано по своему характеру и город Хаката в провинции Тикудзэн, хотя полностью само- управляющим его все же считать нельзя. Хаката занимал очень удобное географическое положение. Уже в XIII — ХІѴвеках он становится важным портом.

Суда, которые направлялись из Сакаи в Китай, заходили в Хёго, Mypo, Ономитики, Ямагути и Ака- магасэки на побережье Внутреннего Японского моря, а затем в Хаката и уже оттуда шли в порты Китая и Кореи. Таким образом, Хаката был последним японским портом для судов, покидавших страну, и первым пунктом на их обратном пути. Вместе с тем он был своего рода воротами Японии. Иностранные корабли могли попасть в страну только через Хаката.

B XVI веке в период междоусобных войн, Хаката постоянно подвергался нападению и разрушениям.

B 1586 году Хидэёси разбил войска феодала Си- мадзу и вступил в город. B руках купцов, живших тогда в Хаката, были сосредоточены крупные денежные средства. Наиболее богатым был купеческий дом Симаи. Bo время борьбы, разгоревшейся на острове Кюсю между феодальными домами Огомо и Симадзу, он оказывал финансовую поддержку Отомо, который действовал на стороне Хидэёси.Когда Хидэёси вошел в Хаката, богатые купцы, устроили ему восторженный прием.

B ответ на это Хидэёси издал распоряжение, согласно которому городу были предоставлены льготы. Его жители освобождались от ряда повинностей, вводилась свободная торговля и т. д.

B Японии XVI века было немало городов и с огро- ниченным, или неполным, самоуправлением. Они оставались под контролем феодалов, но в то же время добились от них некоторых прав. K такому типу городов можно отнести Касивадзаки (провинция Этиго), Мацуяма (провинция Мусаси), Амагасэки (владения феодалов Оути) и т.

д. За этими городами признавалось право самообложения. B них создавался специальный орган, который ведал в основном сбором налога с населения.

B некоторых случаях городам передавались функции поддержания порядка и пр. Правом полного самоуправления пользовались обычно порты. Именно там концентрировались наиболее богатые купцы, в руках которых находились все органы власти. Контроль феодалов осуществлялся через лиц поставленных ими градоначальников (бугё).

Однако большинство японских городов, в частности призамковые, не сумели добиться не только самостоятельности, но даже ограниченных форм самоуправления.

B XVI веке японские купцы значительно расширили сферы своих торговых операций.

Одним из показателей экономического роста японского города служит уровень развития городской торговли, ее организации. Как бы ни была велика роль внешней торговли в развитии японского средневекового города, экономически его облик определяла внутренняя торговля. Привозные товары находили спрос главным образом лишь в крупных приморских городах, основная же масса японских городов XVI века была тесно связана с прилегающей сельскохозяйственной округой, являясь для нее центром товарного производства и ремесла.

Несмотря на дальнейшее развитие ремесла и товарно-денежных отношений, в Японии XVI века продолжало господствовать натуральное хозяйство. Ha пути расширения внутренней торговли и на пути создания единого внутреннего рынка стояли серьезные препятствия: раздробленность страны, постоянные междоусобные войны, множество таможенных барьеров, разделяющих княжества.

В. ранних средневековых городах товарное производство было развито очень слабо. Об этом говорит существование так называемых периодических рынков (тэйки ити), которые фактически служили единственным местом торговых сделок.

До XVI века городские рынки функционировали, как правило, не выше одного-трех раз в месяц, а в конце XV начале XVI века, в связи с расширением товарного производства и ростом спроса на товары,— уже шесгь и более раз в месяц. Кроме того, значительное распространение получают ежедневные рынки. Такой рынок существовал, например, в городе Эдо, а несколько раньше появилось два ежедневных рынка в Hapa. Открыты они были также в Ямагути и некоторых других городах. Кроме того создаются специализированные рынки: рыбный в Ёдо, рисовый в Киото, конский в Hapa; имелись рынки по продаже волов и др.

Городской рынок удовлетворял потребности не только горожан в продовольствии, но и крестьянства прилегающей округи в изделиях ремесленного про-

изводства. Источники позволяют установить относительно полный перечень товаров, обращавшихся на рынках японских городов XVI века: рис, табак, уксус, муги (злаки), сладкий картофель, сакэ, соевые бобы, чай, масло, овощи, рыба, дрожжи, хлопок, птица, соль, дрова и лесоматериалы, древесный уголь, шелковые, хлопчатобумажные и льняные ткани, лакированные изделия из бамбука, фарфоровые изделия, циновки, котлы, таганы, мечи, мотыги, топоры, кастрюли, гвозди, бумага и т. д.

Этот перечень свидетельствует о значительном развитии городского рынка в XVI веке. Ha городских рынках были представлены разнообразные товары, это позволяет говорить о японском городе XVI века как о центре торговли. Список товаров дает также возможность проследить не только тесную связь городского рынка с деревней, снабжавшей город продовольствием, но и известную зависимость последней OT городского ремесла и городского рынка, поскольку некоторые ремесленные изделия, продававшиеся там, были предназначены для крестьян.

Существовала регламентация торговой деятельности, которая находила свое выражение, в частности, в том, что устанавливались определенные базарные дни, указывались виды товаров, подлежавших продаже в тех или иных кварталах города и т. д.

Однако со второй половины XVI века товарное производство получает дальнейшее развитие. Существенному расширению товарного обращения, которое охватывало уже целые области, способствовал начавшийся в конце XVI века процесс объединения страны. Инициаторы его Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, приняли ряд мер, направленных на ликвидацию застав, унификацию денежной системы, введение единой системы мер и весов и т. д. Bce это не могло не отразиться благоприятно на развитии товарного обращения и привело к активизации деятельности торговцев.

Расширению торговли в японских городах второй половины XVI века содействовала также отмена ее ограничений. B сентябре 1568 года Ода Нобунага издал указ, касавшийся организации торговли на городском рынке в Кано. Cto же предписал феодалам, во владениях которых находятся города, снять огра-

Для развития городской культуры Японии в XVi веке характерным является распространение чайных церемоний (тяною), на которые собирался определенный небольшой круг лиц и где в свободной обстановке обсуждались интересующие их вопросы культуры, политики и т. д.

Чайные церемонии были известны в Японии уже много раньше, но прежде они ограничивались лишь стенами буддийских монастырей, а затем дворцами сёгунов и даймё и не играли никакой роли в общественной жизни страны. B XVI веке они получили распространение среди горожан и самураев, и их иногда сравнивают по общественной значимости с политическими салонами и клубами в Европе XVIII века.

Основателем такого рода чайных церемоний считается Сэн-но Рикю (1520—1591 года), сын видного купца из города Сакаи: он длительное время изучал искусство чайных церемоний в старых центрах японской культуры Киото и Hapa и затем стал пропагандировать такие же собрания на иной основе, с сохранением, однако, традиционных церемоний, в Сакаи.

Когда Нобунага и Хидэёси ограничили самостоятельность городов, в первую очередь Сакаи, сии ввели при своих дворах чайные церемонии уже придворного характера, собирая на них главным образом художников, писателей. B связи с распространением чайных церемоний получает дальнейшее развитие садовая культура, одна из национальных особенностей Японии, характерная для культуры жилища. B садах строятся специальные чайные павильоны. Лучшим образом этого рода искусства для конца XVI века считается чайный павильон в императорском увеселительном замке Кацура близ Киото.

B XVI веке вместе с повышением роли городов в экономике Японии начала развиваться и городская литература. Ремесленники и торговцы устраивали состязания в поэтическом мастерстве и составляли сборники стихов победителей. Ha первое место выходили короткие стихи со свободным размером — коута («малая песня»). B поэтической антологии «Кангин- сю» (1518 году), самом известном сборнике XVI века, 226 стихов из 331 написаны в этом жанре. B коние XVI века появилось «вобрание коута эпохи Мурома- тИ», включившее 221 коута от 2 до 4 стихов в каждом. C открытием Японии европейцами (1542 год) и активизацией миссионерской деятельности католиков на японском языке стали переводиться отрывки из сочинений Гомера, Аристотеля, Цезаря, Цицерона и других античных авторов. Особое значение имел перевод басен Эзопа (1593 год).

B начале XVII века в Японии установился абсолютистский режим Токугава. Католические миссионеры были изгнаны из страны, связи с внешним миром почти прекратились, самовольные контакты с европейцами жестоко карались. Буддизм был объявлен государственной религией, и каждая семья приписана к определенному храму. Ведущей доктриной, регулировавшей общественные отношения и мораль, стало неоконфуцианство. Окончательно оформился кодекс поведения японских самураев — бусидо. Развивались кангаку («китайские науки») — исследование, комментирование и перевод памятников китайской классики и как антипод этого направления — вагаку или кокугаку («японские науки»), представители которых углубленно изучали письменные памятники японской древности и раннего средневековья, ратовали за вознаграждение древнеяпонских традиций.

Успехи книгопечатания в начале XVII века способствовали распространению грамотности. Рост городов (Киото, Осака, затем Эдо) привел к преобладанию демократических тенденций в литературе и театре. Особенность Японии этого периода — разнообразие жанров и обилие талантливых писателей. Традиции отогидзости (анонимных произведений ранней стадии развития искусства горожан — сказок,.лю- бовных повестей, притч) в XVII веке продолжал новый жанр ^- канадзоси, т. e. популярные рассказы Развлекательного и нравоучительного характера. Их авторы — чиновники из разорившихся самураев, буд- Дийские монахи, горожане. Рассказы дали начало повествовательному жанру, характерному для XVII ве- Ка — укиёдзоси («записки о бренном мире»), т. e. pac- сказам, новеллам и повестям бытового, чаще всего эротического характера. Герои и читатели укиёдзо- Си — жители городов с их пристрастием к земным Радостям, к чувственным удовольствиям.

B этот период с ростом городов развились торгов- ля и ремесла. Bce третье сословье — купцы, лавочники, ростовщики — постепенно приобщились к культуре.

B XVI — XVII веке развиваются виды искусства, созданные в XVII веке: лирическая драма Ho, народный фарс кёгэн и поэтический жанр рэнга («нанизанные стихи»).

Театр Ho произошел от древнего культового искусства Японии, от обрядовых танцев, исполнявшихся в дни полевых игр (дэнгаку) и интермедий (саруга- ку). B XIV веке появились первые пьесы — ёкёку (либретто для пения). Пьесы сочиняли буддийские монахи. Пьесы ёкёку в соединении с ритуальными танцами и музыкой воплотились в знаменитый театр Ho.

Сцена театра представляла собой площадку, открытую с трех сторон. Крыша держалась на двух колоннах, передних углах сцены и единственной стене. Декораций почти не было, хор дополнял игру актеров. Главный герой выступал в маске, остальные актеры не гримировались, но носили яркие и пышные одежды.

Каждый жест, предусмотренный сценическими канонами, призван в театре Ho воплотить определенную идею или сообщить настроение (благочестивое, героическое), раскрыть силу извечного чувства (любви, ненависти). B театре Ho было мало действия, но много чувств, поэтому его можно назвать лирическим.

Главный из принципов театра Ho — требование, чтобы актер смотрел на свой танец объективно, глаза- ми зрителя. Другой принцип заключается в том, что актер Ho должен забыть на сцене о своем существовании как личности. Искусство Ho должно быть сдержанным, в нем не должно быть ничего лишнего.

B XV — XVI веках театр Ho достиг расцвета. Теоретик театра Ho Дзэами (1363—1443) считал, что в основе театра Ho должны лежать два принципа: «подражание вещам» (мономанэ) и умение передать «сокровенный смысл», «скрытую красоту» предмета (югэн). Под «подражанием вещам» Дзэами имел в виду передачу настроения, душевного состояния персонажа таким, каким оно должно быть в данной ситуации. Главное, учил Дзэами, не внешнее сходство с жизнью, а «душа вещей», нужно стремиться вызвать в воображении зрителя поток ассоциаций, эмоциональный отклик. Югэн должен создавать такое настроение, «как будто любуешься ла лодки, скрывающиеся за островами... Как будто бы следишь задумчиво за полетом диких гусей, исчезающих вдали средь облаков небесных».

«Цель Ho — смягчать сердца людей' действовать ,на чувства высших и низших»,— писал Дзэами.

Цэясу сёгун из династии Токугава, среди ста глав государственных правил оставил одну главу, касавшуюся театра Ho. Согласно этой главе государство должно было выделять на каждую маску (актера) театра Ho жалованье в виде значительного рисового пайка. B этой же главе было указано, что в случае пожара актеры театра Ho должны спасать маски от огня.

Многие политики увлекались театром Ho и танцевали в нем. Знаменитый объединитель Японии Хидэё- си, согласно преданию, танцевал во время спектакля Ho до десяти танцев.

B эпоху Токугава театр Ho пользовался государственным покровительством. Для каждого из руководителей школы Ho на склоне его лет устраивался бенефис. B столице строился временный театр на четыре тысячи стоячих и полторы тысячи сидячих мест, с ложами для даймё и сёгуна. Ha спектаклях народ своими глазами мог увидеть сёгуна.

Сцена была обведена галереей с ложами, а пространство между сценой и галереей застелено циновками. Спектакли начинались с семи утра и шли до десяти вечера. Временный театр строился на пятнадцать дней. Каждый домовладелец столицы в обязательном порядке должен был купить одну циновку (одно место) на один спектакль. Циновка стоила одну иену, а сбор в целом шел в пользу учителя Ho.

Программы представлений были записаны на свитках, там же содержались и правила поведения во время спектакля: «не пить во время действия», «не вьіходить со своих мест во время действия», «занижать свои места начиная с пяти часов утра».

Авторы Ho не сочиняли фабуд. Они выбирали лУчшее из фольклорного материала. Стихи, песни, 0lPbiBKH из прозаических текстов искусно соединяюсь друг с другом, образуя неразрывное целое.

Поэтика Ho со временем настолько усложнилась, что искусство лирической драмы стало недоступным неграмотным крестьянам и ремесленникам. Зато им приходились по душе разыгрывавшиеся между двумя пьесами Ho интермедии, однократные пьесы, фарсовые сценки (кёгэны), которые поначалу поясняли характер пьес Ho.

Если условность — характерная черта Ho, то естественность, простота, разговорная речь — характерные черты кёгэнов. B основе действия кёгэна — комический эффект. Зритель, уставший от напряженных, торжественно-героических пьес Ho, возвращался к реальности. Как и в представлениях Ho, в кёгэнах два-три действующих лица: феодал-даймё, монах или отшельник и неизменный слуга Таро. Осмеивались те самые персонажи, которые окружены ореолом героического в пьесах Ho. Хитроумный и ловкий плут- слуга Tapo всегда выходил сухим из воды, а впросак попадал либо жестокий даймё, либо — монах. Создавалась пародия.

Расцвет интермедий кёгэнов, естественно, совпадает с расцветом театра. Однако первые записи кёгэнов появились гораздо позже — в XVII веке.

Важным художественным достижением помимо Ho и кёгэна был поэтический жанр «нанизанные стихи»· (рэнга).

Десять веков размер танки оставался неизменным (пять строк). Стремясь.разнообразить ритм, поэты все чаще обращались к цензуре и инверсии, расчленяя танку на две половины: верхнюю — трехстишье и нижнюю — двустишье. Это помогло приспособить танку к стихотворной игре, принцип которой лег B основу рэнга. K заданному трехсложию нужно было придумать двустишие, так, чтобы вместе они образовали целую танку. K двустишию присоединили новое трехстишие так, чтобы мысленно поставленное над этим двустишием, оно составляло вместе с ним следующую танку. Так создавалась стихотворная цепь, каждое последующее звено которой тематически связано с предыдущим при помощи слов одного тематического цикла. Если, например, в первой строфе упоминалась «луна» как символ осеннего пейзажа, т° в следующем двустишии могла появиться «роса» как слово того же тематического цикла — «осенних слов»·

tfo так как «роса» означает еще и «бренность жизни», то уже в следующем трехстишии она могла вызвать образ «осыпающихся цветов», которые приводили к иным ассоциациям и первоначальную тему уводили далеко в сторону. Своеобразная поэтическая цепь могла растянуться на пятьдесят-сто строф и более.

Постепенно искусство рэнга усложнялось. B XIV веке вышло несколько трудов по теории рэнга. Школу «высокого стиля» представлял поэт Нидзё Есимото (1320—1388 года), составитель знаменитой антоголии рэнга «Цукубасю» (1356 год).

K XVI веку, с развитием культуры третьего сословия, поэзия изменила свой характер. Соперничество «высокой» и «низкой» школ рэнга закончилось победой последней. «Низкая», или «неодушевленная», школа пренебрегала поэтическими канонами, дала волю юмору и гротеску. K этой школе примкнули видные поэты: Аракида Моритакэ (1473—1549 года) и Ямадзаки Сокан (1465—1553 года).

Ямадзаки Сокан первый начал сочинять шуточные рэнга (хайкай но рэнга) на разговорном языке. Вскоре от шуточных рэнга как самостоятельный жанр отделились «начальные строфы», трехстишия (хокку). Ha первых порах содержание трехстиший, вышедших из рэнга, сводились к шутке, каламбуру. Легкость техники позволяла многим испытать силы в новом жанре, и этот вид поэзии стал любимым у горожан и крестьян. Хокку сочиняли дома, в кругу знакомых, за чашкой чая. Известен такой случай: один любитель хокку, вернувшись поздно вечером, застал у себя грабителя. Тот умолял о снисхождении в тут сочинённых же хокку. Хозяин ответил тем же. Поэтический поединок затянулся до глубокой ночи, после чего хозяин отпустил вора с денежной наградой.

Горожанин любил острое словцо и не упускал случая дружески подшутить над соседом. Унаследовав °т своих предков любовь к природе, он умел проникнуться лирическим настроением. Bce это горожанин Искусно выражал в трехстишиях.

Так появилась поэзия, по духу и по форме своей близкая народу.

Летом 1603 года в КиотО·, на площадке высохшего РУсла реки Камо, бывшая жрица синтоистского храма Плясунья о-Куни увеселяла горожан своим искусством. Успех был настолько велик, ЧТО ПОЗВОЛИЛ ей собрать труппу для гастролей в окрестностях Киото. Вскоре танцы сменились сценками, сценки — пьесами. Так начал свое существование народный театр кабуки («песни и танцы>).

C годами расширился репертуар кабуки, углубилось содержание пьес, стала тоньше игра актеров. Появилась своеобразная театральная культура.

Правительство преследовало народный театр. B 1629 году были запрещены женские, затем юношеские труппы (с тех пор в театре кабуки играют только мужчины). Самураям не разрешалось посещать кабуки, и это определило состав аудитории и характер пьес.

<< | >>
Источник: Всемирная история:. Начало колониальных империй.. 1999

Еще по теме ТИПЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ B ЯПОНИИ:

  1. Городское самоуправление.
  2. ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО B ЯПОНИИ
  3. Борьба городов с феодальными сеньорами и складывание городского самоуправления
  4. Борьба городов с феодальными сеньорами и складывание городского самоуправления.
  5. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ РЕФОРМ. ЗЕМСКОЕ И ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, СУДЕБНАЯ, ВОЕННАЯ И ДРУГИЕ РЕФОРМЫ
  6. 1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ В XIX — НАЧАЛЕ XX в. РЕСТАВРАЦИЯ МЭйДЗИ (1867-1912 гг.). конституция яПОнИИ 1889 г.
  7. Лекция 1. Понятие местного самоуправления. Соотношение государственной власти и местного самоуправления
  8. Тема 4. эволюция политики японии в АТР Б.М. Афонин[86] 1. США как главный военно-политический союзник Японии в АТР 2. Японо-китайские отношения в прошлом и настоящем 3. Политика Япония на Корейском полуострове 4. Российско-японские отношения: возможности и ограничения
  9. ЦЕХИ B БОРЬБЕ C ГОРОДСКИМ ПАТРИЦИАТОМ
  10. Складывание и рост городского сословия.
  11. Складывание и рост городского сословия
  12. Городская литература
  13. Земства и городские думы.
  14. Городская литература.
  15. Становление городского права.
  16. Борьба цехов с городским патрициатом
  17. Городской строй и статус граждан.
  18. 2.2.4. Рост городского населения и урбанизация