<<
>>

Три сословия феодального общества.

В Средние века люди дели­лись на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сосло­вия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных лю­дей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими За­падной Римской империи.

Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.

В сословие работающих пошли как потомки обедневших свобод­ных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестья­не оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Счи­талось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк).

Феодал сулил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию кресть­ян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности крепостных (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Они находились в личной зависимости от феодалов, их продавали и покупали вместе с землей. Имущество крепостных считалось соб­ственностью сеньора. Слуги-крепостные находились фактически положении рабов.

Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся. Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины уче­ния Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьяво­ла и замолить его грехи перед Богом. Главной обязанностью со­словия молящихся было богослужение. Священники также крес­тили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающих­ся и отпускали им грехи, причащали умирающих.

В отличие от воюющих и работающих, духовенство было от­крытым сословием. Священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания первого сословия с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина), В непосредственном владении церкви находились немалые земли.

<< | >>
Источник: Артемов В.В, Лубченков Ю.Н. История (учебник для ввузов). 2004

Еще по теме Три сословия феодального общества.:

  1. ЗАВЕРШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ СОСЛОВИЙ В РОССИИ И ИЗМЕНЕНИЕ ИХ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
  2. Раздел 2 Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации Глава 1 Генезис феодального общества
  3. Роль христианской церкви в феодальном обществе.
  4. Основные классы феодального общества
  5. Социальная роль христианской религии и церкви в феодальном обществе
  6. Классы феодального общества. Зависимые и крепостные крестьяне
  7. История феодального общества Западной Европы
  8. ОБРАЗОВАНИЕ АНГЛОСАКСОНСКИХ ГОСУДАРСТВ И СТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
  9. Особенности социальной структуры индийского феодального общества в период раннего средневековья. Кастовый строй.
  10. РИМСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОй СИСТЕМЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО фЕодальноГо ОБЩЕСТВА
  11. Развитие товарно-денежных отношений и перемены в социально-экономической жизни феодального общества
  12. Развитие товарно-денежных отношений и перемены в социально-экономической жизни феодального общества.
  13. СОЦИАЛЬНАЯ, СОСЛОВНАЯ И ВАССАЛЬНО-ЛЕННАЯ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБщЕСтвА