<<
>>

Внешняя политика Франции

Внешняя политика Франции по-прежнему бы-

ла направлена главным образом против испан-

ских и австрийских Габсбургов, но уже не в

Италии, а в Германии. В Тридцатилетней войне Франция сперва (в

1618-1634 гг.) поддерживала своих протестантских союзников, в

1635 г.

она вступила в открытую войну с Испанией и с Германской

империей.

По Вестфальскому миру (1648) Франция получила большую часть

Эльзаса, а по Пиренейскому миру с Испанией (1659) -на юге Рус-

сильон и на севере провинцию Артуа (отошедшую к Габсбургам)

и стала самым сильным государством в Западной Европе.

Завершение объединения страны, укрепление

Формирование ее экономического единства, нашедшие свое

выражение в развитии внутреннего рынка и

половине XVII в. постепенном превращении Парижа в крупней-

ший экономический центр, сопровождались в

XVI - XVII вв. постепенным формированием национальной француз-

ской культуры. Процесс этот шел и углублялся, хотя был очень слож-

ным, противоречивым, замедленным вследствие потрясавших и разо-

рявших страну гражданских войн.

Большие сдвиги произошли в развитии национального француз-

ского языка. Правда, в окраинных областях и провинциях Северной

Франции еще существовало большое число местных диалектов: нор-

мандский, пикардийский, шампанский и др. Сохранялись еще и диа-

лекты провансальского языка, но все большее значение и распростра-

нение приобретал северофранцузский литературный язык: на нем

издавались законы, велось судопроизводство, писали свои произведе-

ния поэты, писатели, хронисты. Развитие внутреннего рынка, рост

книгопечатания, централизаторская политика абсолютизма способст-

вовали постепенному вытеснению местных диалектов, хотя в XVI в.

процесс этот был еще далек от завершения.

В XVI в. во Франции получают распространение гуманистические

идеи. Отчасти этому содействовало соприкосновение Франции с гу-

манистической культурой Италии во время походов в эту страну.

Но решающее значение имел тот факт, что весь ход социально-эконо-

мического развития Франции создавал благоприятные условия для

самостоятельного развития подобных идей и культурных течений,

которые приобретали на французской почве самобытный колорит.

Однако Возрождение носило во Франции довольно заметный аристо-

кратическо-дворянский отпечаток. Как и повсюду, оно было связано

с возрождением античной науки -- философии, литературы - и ска-

залось прежде всего в области филологии. Крупным филологом был

Бюде, своего рода французский Рейхлин, изучивший греческий язык

настолько хорошо, что говорил и писал на нем, подражая стилю древ-

них. Бюде был не только филологом, но и математиком, юристом и

историком. Другим выдающимся ранним гуманистом был Лефевр

д'Этапль, учитель Бюде в области математики. Его трактаты по ариф-

метике и космографии впервые создали во Франции школу математи-

ков и географов. Он склонялся к протестантизму и еще в 1512 г., т. е.

до выступления Лютера, высказал два принципиальных положения

Реформации: оправдание верой и Священное писание как источник

истины. Это был мечтательный и тишайший гуманист, испугавшийся

последствий своих собственных идей, когда по выступлению Лютера

он увидел, к чему это может привести.

Важным событием было основание как бы нового университета

наряду с Парижским университетом, так называемого (College de France) - открытой ассоциации ученых, расп-

ространявших гуманистическую науку.

Подражание античным образцам сочеталось с развитием нацио-

нальных устремлений. Поэты Жоаким Дюбелле (1522-1560), Пьер

де Ронсар (1524-1585) и их сторонники организовали группу, полу-

чившую название . В 1549 г. она опубликовала манифест,

самое название которого отражало национальные устремления французского Возрождения.

В манифесте опровергалось мнение, что лишь древние языки могут

воплотить в достойную форму высокие поэтические идеи, и утвержда-

лась ценность и значимость французского языка. получила

признание двора, и Ронсар стал придворным поэтом. Он писал оды,

сонеты, пасторали, экспромты. Лирика Ронсара воспевала человека,

^ его чувства и интимные переживания, оды и экспромты по случаю

политических и военных событий служили возвеличению абсолютного

монарха.

Наряду с освоением и переработкой античного наследства литера-

тура французского Возрождения впитывала в себя лучшие образцы

и традиции устного народного творчества. Она отражала черты харак-

тера, присущие талантливому и свободолюбивому французскому наро-

ду: его веселый нрав, смелость, трудолюбие, тонкий юмор и разящую

силу сатирической речи, обращенной своим острием против живших

за счет народа тунеядцев, сутяг, лихоимцев, своекорыстных святош,

невежественных схоластов.

Особое место среди французских гуманистов занимает великий

ФрАнцуа Рабле ( родился около 1494 Г., умер около 1553 г.).

Сын провинциального адвоката, монах, бежавший из своей обители,

затем медик, а больше всего филолог и знаток простонародной речи,

которую он изучал во время своих многолетних скитаний по Фран-

ции, Рабле в своем гениальном романе

создал сатиру на окружающее его общество. Короли и дворяне, гото-

вые драться и проливать кровь своих подданных по самому пустяко-

вому поводу, а в мирное время обжоры и пьяницы, блудливые монахи,

попы, схоласты-ученые, забивающие головы своих учеников самой

вздорной тарабарщиной, - таковы излюбленные персонажи романа

Рабле. Рабле не собирается перевернуть мир и ограничивается только

насмешкой, но в самом господ он нашел смешную сторону

и выставил их на посмеяние. Эта сторона его творчества была понята

и высоко оценена по достоинству современниками и потомством.

Но Рабле не только сатирик. Он гуманист и в качестве такового -

поборник новой науки. -

спрашивал он. Рабле изображает идеал общества в аббатстве Телем,

где живет дружное братство поклонников истинной науки, не знаю-

щих ни стеснительных обетов, ни самоистязаний. Вход сюда воспре-

щен только лицемерам. Единственное правило общежития - , ибо свободный и выросший в благородной среде чело-

век . Но в аббатстве Телем жизнь идет легко и спокойно только пото-

му, что на него работает целая колония мастеров всех специальностей

и зависимых крестьян.

Вторая половина XVI в. проходит под знаком спада культурного

развития. В это время развивается преимущественно публицистиче-

ски-памфлетная и мемуарная литература (Агриппа д'обинье, Фран-

суа Отман, Брантом). К концу столетия наступает период разочаро-

ваний, пессимизма и скептицизма, сменивших брызжущий у Рабле

жизнеутверждающий оптимизм. Типична в этом отношении фигура

выдающегося гуманиста и мыслителя Мишеля де Монтеня (1533-

1592). Богатый провинциальный чиновник, он был свидетелем жесто-

ких социальных столкновений, но не принял в них непосредственного

участия. В своем главном труде Монтень последовательно

проводит мысль, что высшим критерием является человеческий ра-

зум, пытливо ищущий истину и критически оценивающий явления.

Поэтому Монтеня можно считать одним из основоположников рацио-

налистического мировоззрения.

В конце XVI в. зародилось новое литературное течение, провоз-

вестниками которого являлись Франсуа Малерб (1555-1628) и его

группа. Сохраняя традиции в создании национальной фран-

цузской литературы, кружок Малерба выступал против дилетантства,

за научно-филологический профессиональный подход к литературно-

му твочеству. Несмотря на присущие ему стилизацию, манерность,

излишнее подражание античности, это течение сыграло значительную

роль в развитии французской литературы.

В XVI в. складываются зачатки национальной французской тра-

гедии, использующей зачастую формы и сюжетные композиции антич-

ных авторов. Более отчетливыми национальными чертами обладала

в XVII в. зарождавшаяся национальная французская комедия и ко-

мический роман, сохранившие связь с народными комедийными жан-

рами - фарсом и фаблио (Сирано де Бержерак, Скаррон). Великая

национальная драматургия, подобная испанской или английской, по-

явилась во Франции в середине XVII в.

В 1635 г. была основана Французская академия, главная задача

которой в то время заключалась в усовершенствовании литературного

языка.

В области изобразительного искусства идеи и технические приемы

Возрождения были воплощены в творчестве ряда мастеров резца и

кисти. Глубоко реалистическая трактовка натуры, присущая скуль-

птурным работам Жана Гужона (1510-1568), нашла себе отшлифо-

ванную форму в произведениях Жермена Пилона (1535-1590), осо-

бенно сильного в жанре скульптурного портрета.

Из мастеров кисти этого времени наиболее известны: С. Руз

(1590-1649), создавший крупные, бьющие на внешний эффект по-

лотна со сценами из античной мифологии; график Жан Калло (1592--

1635) и братья Ленэн-Луи (1593-1648) и Антуан (1598-1648),-

авторы прекрасных картин на бытовые сюжеты, замечательных по

своему реализму, народности и лаконичности изобразительных

приемов.

Процесс развития культуры был сложным, противоречивым, и

далеко не все, что было создано в это время, вошло в золотой фонд

французской национальной культуры. Тем не менее такие важные

достижения этого периода, как выработка национального литератур-

ного языка, развитие литературы Возрождения, появление рациона-

листической системы мировоззрения, сформулированной в философ-

ской системе Рене Декарта (см. гл. 36), создали условия для пыш-

ного расцвета культуры во второй половине XVII и в XVIII в.

<< | >>
Источник: С. Д. СКАЗКИН. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. В двух томах. Том II. МОСКВА 1977. 1977

Еще по теме Внешняя политика Франции:

  1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ B КОНЦЕ 80-Х И B 90-Х ГОДАХ
  2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ B СЕРЕДИНЕ XIX в.
  3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАРЛА I
  4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  5. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  6. Внешняя политика.
  7. Внутренняя и внешняя политика Генриха IV
  8. Внешняя Политика.
  9. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПРУССИИ.
  10. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  11. НЕУДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ B 60-х ГОДАХ
  12. 17. Внешняя политика
  13. Внешняя политика.
  14. Внешняя политика.
  15. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  16. Внешняя и внутренняя политика Директории
  17. Внешняя политика в 20-е гг. ХХ в.
  18. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ B XVH в.
  19. Внешняя политика Павла 1