<<
>>

Внутренняя политика. Иконоборчество.

В середине VII в. налоговый гнет был несколько ослаблен. Целью такой политики было облегчить формирование фемных отрядов. Желая оживить ремесло и торговлю, правительство снизило пошлины.

Но непрерывные войны поглощали все больше средств. И налоги вновь стали возрастать. Уже в конце VII в. подданные империи должны были, помимо налога с недвижимости, платить поголовную подать. Резко усилился налоговый гнет в начале IX в. Была составлена новая всеобщая опись имущества налогоплательщиков. Общину снова обязали платить налоги за запустелые земли и обеспечивать экипировку разорившихся стратиотов. Расслоение общины усилилось.

Углубились противоречия и внутри господствующего класса. Чиновничество стремилось к увеличению доходов казны, за счет которых оно жило, и к усилению контроля над провинциями;

фемная знать захватывала общинные земли и добивалась влияния в столице. Чтобы ослабить могущество стратигов, василевсы уже в начале VIII в. стали дробить фемы.

Не менее острыми были столкновения между светской и духовной знатью, монашеством и военными.

Духовенство владело огромными богатствами, вызывая зависть военной элиты. Завладеть церковными сокровищами было затаенной мечтой светской знати. Пришедшие в 717 г. к власти императоры Исаврийской династии, тесно связанные с военными кругами, искали разрешения конфликта за счет духовенства. Притязания этой группировки на богатства духовенства внешне выразились в борьбе против почитания икон (иконоборчество). Эдиктом 726 г. Лев III (717- 741) объявил почитание икон, креста, мощей и т. п. идолопоклонством. В борьбу, длившуюся более столетия, были вовлечены все слои населения. Ей сопутствовали конфискации, разгул фанатизма, ссылки, пытки, казни, истребление инакомыслящих. Богатства церквей и монастырей конфисковывались, монастыри закрывались, монахов принуждали к военной службе, к вступлению в брак. Сопротивлявшихся наказывали вплоть до смертной казни. Особенно свирепствовала малоазийская военная знать в середине VIII в.

С конца VIII в. иконоборчество стало ослабевать. Усиление борьбы обездоленных и задавленных налогами народных масс одинаково угрожало обеим враждующим группам. Перед лицом этой опасности императоры поняли необходимость единства церкви и укрепления союза с нею. К тому же главная задача иконоборцами была решена: государство и провинциальная знать присвоили сокровища духовенства. В 843 г. иконопочитание было торжественно восстановлено. Иконоборцев предали анафеме; все старые догмы обрели прежнюю силу. Однако церкви не были возвращены ее богатства.

<< | >>
Источник: М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. — 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение,1986. — 575 с.: ил.. 1986

Еще по теме Внутренняя политика. Иконоборчество.:

  1. 16. Внутренняя политика (политическое управление)
  2. Внутренняя и внешняя политика Генриха IV
  3. Внутренняя политика Екатерины П.
  4. Внутренняя политикая
  5. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА XK ДИНАСТИИ
  6. Внутренняя политика Павла 1.
  7. § 57. Внутренняя политика Николая I
  8. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА. ЯНЫЧАРЫ
  9. Внешняя и внутренняя политика.
  10. Внешняя и внутренняя политика Директории
  11. 4.3.4. Внутренняя политика России во второй половине XVIII в.
  12. Внутренняя и внешняя политика Наполеона.
  13. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
  14. 5.1. Политика государства в отношении внутренних источников финансирования инвестиций
  15. Государственный строй. Социально-экономическое развитие, внутренняя политика
  16. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОСЛЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ