<<
>>

Войти внутрь мандалы

Но может ли существовать в действительности подобный посвятительный храм, выстроенный в виде мандалы? Может быть, это всего лишь предание или визуализация в сознании того, чего в материальном мире просто не существует?

Оказывается, подобные храмы не только когда-то существовали в Тибете, но некоторые из них сохранились и до сих пор.

Самый известный из них — монастырь Самье. Он был построен по указу правителя Три-сонга Децена более чем между 765 и 780 годами назад в виде гигантской мандалы.

Постройка такого храма имела и символическое значение. Дело в том, что долгое время на Тибете существовало противостояние между последователями исконной тибетской религии Бон-по, тяготевшей к архаическим видам шаманизма, и новопришедшим буддизмом. И хотя правители Тибета официально поддерживали буддизм, влияние бонпоского жречества было столь сильно, что одолеть его никак не удалось. Более того, считалось, что духи, что защищают Бон-по, настолько могущественны, что ни один буддийский монах не в состоянии одолеть их вредоносных чар, а поэтому буддизм очень медленно распространялся в ту пору в Тибете.

Трисонг Децен задумал построить храм, символизирующий истинное величие буддизма, но здесь столкнулся с трудностями, которые носили поистине мистический характер, — внезапно возникали землетрясения, наводнения, налетали ветры.

Правитель понял, что местные духи, которым поклонялись последователи Бон-по, мешают строительству. Трисонг Децен обратился за помощью к своему индийскому наставнику Пандите Шанта-ракшите. Но Шантаракшита честно признался, что его сил недостаточно, чтобы одолеть местных духов, и посоветовал пригласить великого мастера Падмасамбхваву из Удияны — древнего государства, располагавшегося на территории современной долины Сват в Пакистане.

Падмасамбхава, называемый тибетцами «Гуру Ринпоче» или «Драгоценный Учитель», прославился как великий йогин и мастер Тантры.

Он сумел своим мастерством усмирить духов и даже поставил их себе на службу. После этого удалось возвести монастырь Самье в виде огромной мандалы. И сегодня великая мандала монастыря Самье символизирует собой закрепление позиций буддизма в Тибете. Правитель же Трисонг Децен, что приказал возвести такой монастырь, почитается тибетцами как воплощение бодхисатвы Маньчжушри.

За основу архитектуры монастыря был взят монастырский комплекс Одантапури, что располагался в Индии в провинции Бихар. Он также представлял собой мандалу, символизирующую строение Вселенной.

Каждый элемент монастыря Самье, равно как и других храмов, подобных ему, имеет символический смысл: посвященный человек может буквально «прочитать» структуру такого монастыря и прогуляться внутри мандалы.

Посредине располагается центральный храм — это символ горы Сумеру. Вокруг находятся меньшие храмы, расположившиеся в виде двух концентрических окружностей, которые символизируют океаны и континенты, окружающие великую гору. В первоначальном виде (а Самье был серьезно разрушен в 60-е гг. ХХ в.) внутри Самье располагалось 108 зданий — по числу великих учеников Будды, а внешняя сторона была представлена 1008 ступами.

В самом центре Самье поставлен огромный столб, представляющий собой центр Вселенной и ту «мировую ось», которая соединяет небо и землю, а также служит мистическим путем перемещения из земного мира в мир духов.

Мозаика пола рыцарского храма на о. Родос точным образом воспроизводит узор тибетской мандалы

Монастырь Самье воспроизводит мандалу в буквальном ее виде. Помимо «мандалического центра», в Самье есть и четыре «входа в мандалу», ориентированные по сторонам света. Они выполнены в виде чортенов — многоступенчатых ступ обычно белого цвета. Однако в Самье чортены не традиционно белые, а разноцветные, что также соответствует цветам мандалы: красный, чёрный, зелёный и белый. Даже сам отдельно взятый чортен имеет несколько символических планов.

Традиционно чортен в общем плане символизирует буддийское учение и просветление. Основание чортена обычно представляет собой мощный куб — символ земли, а круглый или яйцеобразный купол сверху — символ Неба и учение Будды. Несколько уровней чортена есть знак разных уровней существования живых существ или разных этажей мира. Венчает чортен остроконечное навершие, которое и есть центр мира, его мировая ось, а также символ вознесения Будды. Примечательно, что такая «центрально-ориентированная» структура есть как в отдельно взятом чортене, так и во всей конструкции мандалы, частью которой и является чортен. Все здесь, как видим, подчинено единой логике.

За чортенами — входами в монастырь-мандалу — идет внутреннее кольцо, состоящее из 12 ступ. Из них четыре основных ступы есть символ четырех сторон света или четырех континентов, а восемь второстепенных ступ — промежуточные стороны света (например, юго-запад, северо-восток и т. д.), четыре из которых являются основными, а восемь — второстепенными.

Проходя от одного из внешних чортенов-врат и следуя к центру монастыря, человек таким образом как бы повторяет этапы великого посвящения, описанные, в частности, в «Калачакра-тантре», и каждый раз может пережить очистительное воздействие такого посвящения. Помимо Самье, в XI–XIV вв. в период расцвета буддизма в Тибете было построено немало монастырей-мандал, однако далеко не всегда удавалось строго выдерживать мандалическую структуру. Но для нас здесь важно понять, что монастыри-мандалы действительно существовали и воспроизводили структуру, описанную в предании о Шамбале.

<< | >>
Источник: Маслов А.А.. Утраченная цивилизация: в поисках потерянного человечества. 2005

Еще по теме Войти внутрь мандалы:

  1. По ступеням посвящения мандалы
  2. Потерявшаяся в мандале
  3. Море внутри
  4. 1. Трансцендирование во-внутрь
  5. Преисподняя внутри нас
  6. Противоречия внутри городских общин.
  7. Поселения варваров внутри империи
  8. Наличие противоречий внутри «философского социализма»
  9. РЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ ПОДСОЗНАНИЯ: ПЕРЕСТРОЙКА... ВНУТРИ СЕБЯ
  10. Глава VII ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ ВО-ВНУТРЬ: ДУХОВНОЕ БЫТИЕ
  11. Подготовка: путешествие внутрь себя под руководством души
  12. ПОЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ ГОЛЛАНДСКОГО СОЦИУМА
  13. Подобно шуму глубокого моря внутри раковины: Война Поля де Мана
  14. ГЛАВА 3. Проблемы компетенции в сфере защиты интеллектуальных прав внутри судебной системы
  15. Внутри Единого Государства эмоции и страсти продолжа­ли прорываться сквозь трещины разума как трава сквозь бетон.
  16. Классовая борьба и борьба внутри господствующего класса