<<
>>

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСПАНИИ. НАЧАЛО РЕКОНКИСТЫ

РеконКиста— отвоевание коренным населением Пиренейского полуострова территорий, захваченных арабами., Реконкиста началась битвой 718 г. в долине Ковадонга (королевство Астурия), где местное опол- ченце во главе с Пелайо разгромило отряд завоевателей — арабов.

Мусульмане в течение трех с половиной столетий владели большей частью Пиренейского полуострова. Только на севере, в Астурийских и Пиренейских горах, держались независимые христианские владения. B западной их части жили отбившиеся от мавров потомки старого населения Испании, в восточной — поселенцы пограничной марки империи Карла Великого. Когда Кордовский халифат Омейядов распался на мелкие владения эмиратов, христиане

начали расширять территорию своего расселения.

Реконкиста наряду с освободительным характером приобретала черты колонизационного движения. Крестьяне Северной Италии при продвижении на юг заселяли вновь отвоеванные земли. Многие, переселясь в пограничные области, добивались личного освобождения. Активную роль в реконкисте играли мелкие рыцари, купцы и ремесленники.

Поселение крестьян-колонистов в отвоеванных областях содействовало возрождению крестьянской общины на новой основе. B ходе реконкисты в Кастилии и Леоне стали возникать вольные крестьянские общины, так называемые бегетрии, члены которых находились в гораздо меньшей зависимости от своих сеньоров, чем остальные крестьяне. Одни бегетрии (они составляли, по-видимому, меньшинство) пользовались ничем не ограниченным правом отыскивать себе сеньора в любом месте и на любой срок в пределах всего королевства. B хрониках отмечено: «... и говорят, что все эти бегетрии могут брать и менять сеньора семь раз в день, или, иными словами, столько раз, сколько им пожелается, и делается так в тех случаях, когда решила бегетрия, что сеньор, ею владеющий, их притесняет».

Другие бегетрии имели право избирать сеньора только из определенного рода или в пределах того округа, в который входила данная община. Это были так называемые бегетрии «из рода в род».

Bo время реконкисты, начавшейся уже в VIII— IX в. небольшие раннефеодальные государства северо-западной и северо-восточной части Пиренейского полуострова (Астурия, Галисия, Леон, графство Португальское, Кастилия, Арагон, графство Барсе- .лонское, княжество Наваррское и др.) стали сливаться и расширяться. B результате этого процесса выросли такие большие государства средневековой Испании, как Кастилия, Арагон и Каталония. B ходе реконкисты закладывались и основы будущих народностей — испанской и португальской.

Государства, из которых сложилась будущая объединенная Испания, прошли различные пути развития.

Из государств северо-западной части Пиренейского полуострова раньше всего возникло королевство

Астурия (в начале VIII в.), которое в IX в. объединилось с Галисией, а в X в. расширило свои границы и дало начало королевству Леон. B то время оно включало в себя и часть будущей Кастилии (графство Кастильское), однако вскоре Кастилия выделилась из Леона, а позднее (в начале XI в.) стала независимым королевством. Впоследствии из совокупности этих государств (главным образом Леона и Кастилии) выросло Кастильское королевство, но до конца XI в. они занимали лишь северо- западную часть Пиренейского полуострова до реки Дуэро, на юг от которой простирались арабомусульманские владения. Общественный строй этих государств до реконкисты развивался на основе, заложенной еще в вестготский период.

Христиане в своем движении на юге полуострова образовали несколько государств, по своему строю и особенностям напоминающих государства крестоносцев в Сирии: тут было многочисленное воинственное дворянство, сильно ограничивавшее королевскую власть, богатые и независимые рыцарские ордена, самостоятельные города и могущественное духовенство. Между сословиями было мало связи и согласия, V каждой области и даже города были свои самобытные нравы и обычаи (fieros).

Срединное, самое крупное государство полуострова (занимающее 3/5 всей его площади) — Кастилия («страна замков») — было главным полем борьбы с мусульманами. Мёжду воюющими оставалась широкая полоса совершенно опустошенной и обезлюдевшей земли, которая служила как бы защитой от взаимных набегов. По мере успехов христианского завоевания она передвигалась южнее, а северная ее окраина заселялась заново. Старое мавританское население было или истреблено, или вынуждено бежать и сохранилось лишь в Южной Андалусии. Вследствие этого долгого и последовательного разорения хозяйство сильно упало. C уходом мавров была заброшена их оросительная система. Главный доход стало давать не земледелие, а скотоводство. Ради разведения овец жертвовали массой земли. По обычаю владельцы должны были пропускать через свои земли два раза в год громадные стада, проходившие из северных областей в южные и обратно.

Образовавшаяся в борьбе с маврами многочисленная знать — гидальго («собственники») — чуждалась производительного труда: всякий, кто поселился в городе, отнятом у врага, и вел благородную жизнь, не занимался ремеслом и располагал конем и оружием для службы королю, становился гидальго. Светские феодалы делились на три основные группы: высшую знать (рикос-омбрес), представители которой могли вести войны независимо от короля и захватывать таким способом много земель; инфансонов — менее крупных феодалов, являвшихся, как и представители высшей знати, непосредственными вассалами короля; мелких феодалов — рыцарей (кавальеро), которые выступали в качестве конных воинов и получали за свою службу некоторые привилегии. При этом война выработала своеобразную религиозную и пле менную гордость: особенной честью считалось быть древнехристианского рода и не иметь в числе предков ни еврея, ни мусульманина. Однако в данный период кастильское дворянство еще не сложилось как сословие. Вассальная иерархия была еще далека до своего завершения. Представители высшей знати обладали крупными земельными владениями, на которых покоилось могущество высшей знати.

Главные богатства были в руках духовенства. B городах, отнятых у мавров, треть земли доставалась церкви. Архиепископы были богатейшими сеньорами и держали княжеские дворы. Они сохранили обычай выезжать в полном вооружении во главе своих вассалов.

Первый этап реконкисты (VIII—XI вв.) закончился при кастильском короле Альфонсе VI завоеванием города Толедо, который до арабского вторжения был столицей Вестготского королевства. K этому времени (1085 г.) Леон и Кастилия объединились под властью одного короля и значительно расширили свою территорию, Особенно после овладения бассей^ ном реки Тахо. За арабами осталась лишь часїь Пиренейского полуострова к югу от течения рек Taxo иГвадиана. Ha северо-востоке владения ^рабов в конце XI в. простирались до границ Арагона.

Роль католической церкви при реконкисте чрезвычайно усилилась. Церковь являлась объединительным центром в борьбе с «неверными».

<< | >>
Источник: Всемирная история:. Раннее средневековье. 1998. 1998

Еще по теме ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСПАНИИ. НАЧАЛО РЕКОНКИСТЫ:

  1. 3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественно-исторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства
  2. Часть вторая. История средневекового государства и права Раздел III. Государство и право средневековой Европы
  3. Буржуазные революции в Испании (50-e — начало 70-х годов XIX века)
  4. Война за независимость. Начало первой буржуазной революции в Испании.
  5. Начало формирования средневековой культуры.
  6. 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  7. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА. НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ
  8. Глава 7. Возникновение и рост средневековых городов
  9. Вопрос 2. Основные закономерности возникновения государства. Особенности процесса возникновения права
  10. Реконкиста.