<<
>>

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ

Потребности повседневной жизни, развитие земледелия и ремесла побуждали древних китайцев изучать явления природы. Большое внимание среди прочих наук в древнекитайском обществе уделяли астрономии.

B результате продолжительных наблюдений была установлена взаимосвязь между появлением на небе вечером или утром определенных ориентировочных звезд-«чэн» с наступлением того или другого земледельческого сезона. Это давало возможность по наблюдениям «чэн» сообщать земледельцам о предстоящем наступлении того или другого сезона.

Такими ориентировочными звездами у древнекитайских астрономов были: звезда Дахо (Антарес), созвездие Цан (Орион) и Бэй доу (Северный ковш) — Большая медведица. Так, появление на востоке вечером сразу же после захода Солнца созвездия Цан означало середину зимы, а прохождение звезды Дахо через меридиан вечером сразу после захода Солнца указывало на середину лета. Главными в астрономических наблюдениях считались наблюдения за перемещением Бэй доу. Большая медведица во II тысячелетии до н.

э. была предельно близка к Северному полюсу и всю ночь была видна над горизонтом, что облегчало наблюдение. B одной древнекитайской записи эпохи Ся говорится: «В 1-м месяце рукоятка ковша обращена вниз, ... в 6-м месяце в сумерки можно видеть, что рукоятка ковша повернута вверх».

Древнекитайскими астрономами была установлена продолжительность синодического месяца в 29,5 дня и солнечного года в 366 дней. B книге «Шуцзин» говорится: «широко известно, что три сотни дней и шесть декад и шесть дней составляют полный год». B конце эпохи Ся был изобретен метод исчисления по циклическим знакам «дичжи» и «тянь гань». Этот метод представляет собой систему времяисчисления с помощью так называемых 12 «земных ветвей» — «дичжи» и 10 «небесных стволов» — «тяньгань». Каждый из 12 «ветвей» соответствовал какому-либо созвездию, направлению по компасу и времени суток, и символизировал кроме того, определенное животное.

Каждый знак из 10 «стволов» имел свои соответствия среди планет солнечной системы и пяти первоэлементов.

Особую ценность представлял календарь, составленный в эпоху Шан. B нем были четко определены сезоны года,

был введен один дополнительный месяц (если год високосный). Месяц делился на декады, полный состоял из 30 дней, а неполный — из 29 дней.

B эпоху Чжоу началось бурное развитие астрономии. Появились новые приборы для определения координат небесных светил — армиллярные сферы. Был составлен каталог звезд. C помощью солнечных часов была измерена длина солнечной тени, в основном правильно установлен также первый день лунного месяца. Успехи в астрономии способствовали более правильному использованию сезонов в сельском хозяйстве.

Значительны достижения древнекитайских медиков. Часть методов их лечения не потеряла своей актуальности и в наше время. Особый интерес представляют методы чжэнь-цзю-терапии (чжэнь — укол иглой, цзю — прижигание). Метод заключался в нанесении укола или ожога в определенные точки тела. Метод цзю заключался в прикладывании кусочков тлеющей травы к определенным участкам кожи с целью нагрева, вплоть до образования ожога. Места, на которые наносились раздражения с помощью укола или прижигания, назывались сюс (точки для чжэнь- цзю-терапии), или «жизненные точки». Таким образом, были разработаны методы лечения определенных болезней без хирургического вмешательства и внутренней терапии. B одной из первых книг, описывающей метод чжэнь-цзю- терапии «Цзо-чжуан» (конец эпохи Чжоу), рассказывается о том, как один из князей тяжело заболел и вызвал врача, который после осмотра сделал заключение о невозможности излечения ни чжэнь, ни цзю. Известен медицинский трактат «Нэй-цзин», написание которого относят к периоду эпохи Восточного Чжоу. Эта книга состоит из двух частей. Первая — «Су-вэй», вторая — «Лишу-цзин». Каждая часть состоит из девяти книг. «Нэй-цзин» содержит сведения по истории китайской медицины, об анатомии и физиологии человека, о принципах профилактики в медицине.

Здесь также описаны методы диагностики, которые применяются в наше время: осмотр, опрос, выслушивание и ощупывание, приведены рецепты лекарственных средств и принцип лече- ния при различных болезненных состояниях, излагается методика применения чжэнь-цзю-терапии.

Под воздействием бурного развития экономического базиса в общественной жизни Восточного Чжоу произошли огромные сдвиги. B среде различных классов и прослоек появились выдающиеся представители, деятельность кото-

рых помогла создать условия для невиданного в истории древнего общества расцвета. Эти представители выдвинули новые научные идеи, носящие творческий характер. Наряду с известными существующими древнекитайскими религиозными представлениями о жизни на земле, о природе как творении сверхъестественной божественной силы возникают стихийные, философские взгляды, которые вступают в противоречие с религиозными представлениями о мире. Идет процесс формирования китайской философии. Складываются наивные материалистические воззрения, в основе которых лежит представление о том, что вселенная состоит из пяти «стихий» или пяти первоэлементов природы. K ним относили воду, огонь, металл, дерево и землю. Древнекитайские мыслители утверждали, что связи этих пяти «первооснов» создают все многообразие «явлений и вещей». Наряду с этой системой существовало другое учение «первооснов» реального мира. Оно нашло свое отражение в «Книге перемен» («Ицзин»). Здесь названы уже восемь таких «первооснов», взаимодействие и взаимостолкновение которых образует различные ситуации действительности. B эти «первоосновы» вошли вода, огонь, земля, небо, ветер, гром, озеро и гора. Однако основу «Книги перемен» составляют гадательные тексты и лишь несколько позднее они получили философскую интерпретацию. Вместе с тем символика и образы «Книги перемен» оказали существенное влияние на последующее развитие китайской философии. Одновременно происходит становление главных принципов учения о противоположных и взаимосвязанных силах инь и ян, действие которых рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе.

Инь и ян — являлись основными понятиями древнекитайской философии. Первоначально они служили для выражения светлого и темного, твердого и мягкого, мужского и женского начал в природе. B процессе развития философских взглядов, ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних, самых решительных противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного. Эти первые философские взгляды и основные понятия были положены в основу зарождающихся главных философских школ. Представление об инь и ян нашли разнообразное применение в разработке теори- тических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Китайская письменность возникла, по-видимому, в до- иньский период, поскольку иньская письменность предстает перед исследователями в достаточно развитом виде. K первым ранним памятникам древнекитайской письменности относятся гадательные надписи XIV — XI вв. до н. э. Иньские надписи представляютсобой развитую систему иероглифического письма. Иньцы пользовались знаками, которые фиксировали те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения. Большинство иньских знаков представляют собой идеограммы — изображения предметов или сочетания таких изображений, передающие более сложные понятия. Кроме того, использовались знаки другого типа. Один элемент такого знака указывал на чтение, другой — на приблизительное значение. Эта категория иньских знаков, фиксируя звучание слова, одновременно имела дополнительный смысловой детерминатив, т. e. каждый знак имел смысловое значение и фонетическое звучание. B иньских надписях употреблялось более 3500 иероглифов; 1000 из них, которые обозначали родовые и племенные названия, название местностей и имен, впоследствии не употреблялись, а оставшиеся в написании сохранились до наших дней. Эти иероглифы, обозначающие слова, вошли в основной словарный фонд китайцев. Иньские знаки характеризуются тремя особенностями. Bo- первых, каждый элементарный знак являлся изображением контура какого-либо предмета, неразложенного на составные части.

Во-вторых, в написании одного и того же знака существовало большое разнообразие. В-третьих, еще не стабилизировалась ориентация знака относительно направления строки.

Развитие иньской письменности было продолжено чжо усцами, которые ее заимствовали. Однако в период Чжоу стал применяться так называемый «травянистый почерк», при котором в написании иероглифов преобладали извилистые линии.

B Древнем Китае в качестве материала для письма использовали гладкую поверхность панцирей черепах и костей животных, а также длинные и тонкие деревянные или бамбуковые планки, соединяющиеся затем шнурком или ремнем. Конечно, такое письмо на кости и дереве не давало возможности фиксировать большие сочинения. Пи сали тушью с помощью кисти, а ошибочно написанные знаки подчищали ножом.

B дальнейшем, в связи с эволюцией материалов, использовавшихся для письма произошла трансформация написания знаков.

Создание письменности послужило основой для появления первых литературных памятников, началом развития литературы. До нас дошли рифмованные тексты на бронзовых сосудах XI — VI вв. до н. э., которые обнаруживают сходство с песнями, вошедшими в «Шицзин». «Шицзин» — «Книга песен» является древнейшим памятником литературы человечества. Он включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам.

Первый раздел — «Нравы царств» — сюда входят лирические народные пёсни, поражающие своей искренностью и задушевностью. Вот одна из таких песен: «...Взойду на южную гору, сорву там папоротник. He вижу любимого — сердце в горе печалится. Ho лишь увижу его, но лишь встречу его — сердце сразу радуется...»

Второй раздел — «Малые оды» и третий раздел «Великие оды» содержат в большинстве своем авторские стихотворения, основной темой которых является служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения.

Четвертый раздел — «Гимны» — здесь собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого.

B китайских источниках содержится указание, что 305 песен, входящих в «Шицзин», отобраны из 3 тысяч текстов, записанных в народе.

Устное народное творчество существовало до возникновения письменности. Устно из поколения в поколение передавались исторические предания, легенды и мифы, которые были позже записаны в «Шицзин» и «Шуцзин». Наиболее знамениты легенды о Хуан-ди («Желтый царь»), который борется с чудовищем Чи-Ю, о Суй-жене, добывшем впервые огонь, о Шень-нуне, который научил человека обрабатывать землю и др.

Большой интерес представляют элементы предсказаний оракулов и философских рассуждений, которые составляют часть «Ицзин» («Книги перемен»).

Совершенствование китайской письменности привело к появлению важных для истории документов. B I тысячелетии до н. э. к календарным записям стали прибавляться краткие записи событий-летописи.

Древнейшие произведения китайского искусства датируются III тысячелетием до н. э. Они представлены в основном керамическими изделиями: сосудами, раковинами, небольшими скульптурными изображениями в виде статуэток. Основным рабочим материалом была глина. Изделия изготавлялись гладкими или расписными. Большая часть сосудов отличается грубой отделкой, хотя встречаются сосуды окрашенные в красный или черный цвет снаружи и полированные внутри, ряд изделий с геометрическим орнаментом. Керамика была изготовлена с помощью гончарного круга. Наряду с бытовой посудой изготовлялись и жертвенные сосуды («дин»). Памятники искусства иньского периода характеризуются большим разнообразием. B городищах эпохи Инь обнаружены ремесленные мастерские по выделке каменных, бронзовых предметов и ювелирных изделий. Бронзовые предметы представлены военным снаряжением и обрядовой утварью. B этот период бронзовые изделия отмечаются богатством форм и искусной отделкой. Чаще всего встречаются бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений и исполнения ритуалов. Эти сосуды подразделяются на три типа — дин (треножник с двумя ручками), ли — (треножник с полыми ножнами) и сянь (сложный сосуд). Поверхность сосудов всех типов в основном была рельефной с изображением представителей животного и мифического мира. Чаще всего изображали драконов и чеканили иероглифы. B чжоуский период на сосудах стали выгравировывать большие надписи, которые состояли из нескольких сотен иероглифов. Помимо бронзы, все чаще исходным материалом служит нефрит и яшма. Изделия из яшмы были обязательной принадлежностью различных обрядов знати. Крупные и мелкие чиновники вана часто приказывали в память о каком-нибудь событии изготавливать подоб ные изделия. B дальнейшем произошло обогащение сложившихся ранее художественных форм. Изделия становятся более легки, оригинальны по форме, рисунок на них приобретает тонкость и изящество, надписи делаются главным образом рифмованные, иероглифы — стилизован ные, меняется первоначальный стиль.

Такие произведения искусства могли быть созданы только высококвалифицированными мастерами. B Древнем Ки тае сложилась определенная группа лиц, обладавших сне-

Иньский сосуд.

Китай. XII в. до н. э. Белая керамика.

циальным мастерством — «байгун». Они из поколения в поколение передавали свои навыки и по знаниям в области ремесла превзошли ремесленников соседних государств того времени. Вместе с тем, ремесленникам были предоставлены привилегии, они были освобождены OT воинской повинности и могли успешно заниматься только своим делом.

Наряду с остальными видами искусства, музыкальное искусство возникло в очень отдаленное время. Вначале музыка сопровождала обрядовые и ритуальные пляски. B чжоуский период музыкальное искусство получает даль-

нейшее развитие, песни и пляски перестают быть только ритуальными. Постепенно песни и пляски обособляются, совершенствуется техника музыкальной игры и музыкальные инструменты. Древнекитайские музыкальные инструменты составляли три основные группы: струнные, духовые и ударные. При дворе знати создается специальная музыкальная служба. Древними китайцами так определялась социальная функция музыки: «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать».

Архитектура Древнего Китая первой половины I тысячелетия не столь богата и разнообразна, и представлена зданиями, основу конструкции которых составляли не стены, а столбы. B то время полагали, что без столбов и соединяющих их балок здания вообще быть не может. Стены сооружались из утрамбованной глины, крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски. Здание сооружалось на приподнятой платформе. B период междоусобных войн и борьбы за взаимопоглощение, правители княжеств, стремясь подчеркнуть свое величие возводили роскошные дворцы.

<< | >>
Источник: A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек. Всемирная история: Век железа. 2003

Еще по теме ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ:

  1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТОВ В АНАЛИЗЕ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА (НКМ) 1.1. Специфика отражения Мира в главных направлениях философского и научного знания
  2. 3.3. Психологические воззрения философских школ эллинистического периода
  3. Развитие научных знаний. Образование
  4. Развитие научных знаний.
  5. Переворот в развитии научных знаний в XVI—XVII вв.
  6. 22 МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ
  7. 6.2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПЕРЕДАЧИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
  8. Вопрос 1. Понятие, структура и место юридической науки в системе научных знаний
  9. ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ. ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
  10. Из области научно-философских взглядов П. А. Кропоткина[11]
  11. 2.4. Эволюция научных картин реальности и становление новейшей системно-философской НКМ
  12. АНОМАЛИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ
  13. КРИЗИС И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ
  14. Исторические предпосылки возникновения научного коммунизма.
  15. Бранденбург, В.Я.. Историко-философский анализ развития научного знания. Часть 1. Становление науки: от истоков до коперниканского переворота.2009, 2009
  16. Философские и научные стремления нашего времени выдвигают идеи совершенно иного рода