<<
>>

Возникновение и распространение ислама. В VII в

. в Аравии зародилась третья по времени возникновения — после буддизма (V в. до н. э.) и христианства (I в.) — мировая религия. Ее название — «ислам» — значит «покорность Богу», а принятое в Европе наименование «мусульманство» происходит от арабского «муслим» — «покорный богу».

До принятия ислама арабы поклонялись разным богам, но главной святыней для всех арабов была Кааба — храм в городе Мекка, в углу которого был вмурован черный камень. Ежегодно в Мекку со всего полуострова стекались тысячи арабов, чтобы поклониться черному камню. Богатые купцы, обладавшие властью в Мекке, извлекали из этих посещений немалую выгоду.

Основателем ислама был житель Мекки Мухаммед (570— 632 гг.). Он призвал всех арабов отказаться от поклонения многочисленным богам, верить в одного только Бога — Аллаха и в то, что Мухаммед его пророк. Эта проповедь вызвала недовольство мекканских купцов, опасавшихся, что проповедь Мухаммеда скажется на посещении Каабы. Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в соперничавший с Меккой торговый город Ясриб (позднее названный Мединой, т.

е. «Городом пророка»). Это событие, называемое поарабски «хиджра», т. е. «переселение», стало точкой отсчета мусульманского летоисчисления (622 г.). В последующие годы большинство арабских племен приняло ислам. Мухаммед и его сторонники торжественно возвратились в Мекку. Кааба стала главным святилищем мусульман. Победа ислама над более древними верованиями привела к сплочению арабских племен и созданию государства. Окончательное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.). Тогда была составлена священная

69

книга ислама — Коран (поарабски — «то, что читают»). Она содержит речи Мухаммеда, записанные его сподвижниками. Для мусульман Коран — прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям.

Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т. п. Пять главных обязанностей мусульман: вера в то, что Аллах — единственное божество, а Мухаммед — его посланник, молитва, пост в месяц рамадан, хадж — паломничество в Мекку и посещение Каабы, налог на имущество и доходы, который распределяется среди бедных. К обязанностям верующего причисляют джихад, под которым понимается отдача всех сил и возможностей ради торжества ислама, вплоть до «священной войны» против немусульман (называемой газават). Ислам возник под влиянием иудаизма и христианства. Бог, согласно исламу, посылал людям своих посланников — Моисея, Иисуса, которые несли слово Божье. Однако люди забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, чтобы наставить их на праведный путь. Это было последнее предупреждение Бога людям, после которого наступит конец мира.

После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (поарабски — «заместитель, преемник»), которых первоначально избирала община верующих из сподвижников пророка. За короткий срок первые халифы создали большое войско, главную силу которого составляла конница. Довольно быстро арабы завоевали Сирию, Палестину, Ирак, Египет, Северную Африку, Иран, Армению, часть Грузии, Испанию. К 750 г. владения халифата (Арабского государства) раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Столицей халифата первоначально была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Причиной побед стал, с одной стороны, ислам, сплотивший арабов, а с другой стороны, то, что главные противники арабов — Византия и Персидское царство — были давними соперниками и истощили друг друга во взаимных войнах, население было разорено налогами и не оказывало арабам серьезного сопротивления. В ходе завоеваний ислам превратился в мировую религию.

Арабский халифат постепенно сформировался в огромную «мировую державу», объединившую силой оружия ряд

70

стран Азии, Африки и Европы.

Эти страны были населены народами, имевшими различное историческое прошлое, с несходным образом жизни и верованиями, языками и обычаями. Верховным собственником всех земель халифата являлось государство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу. Во второй половине УШ — IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда, значительным социальным расслоением и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения. В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств.

В результате арабских завоеваний возникла цивилизация, которая впитала достижения византийской, иранской, среднеазиатской, индийской, закавказской и римской культурных традиций. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на порядок выше европейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры были заимствованы европейцами у арабов. Широкое распространение получил оформившийся классический литературный арабский язык и письменность на основе арабского алфавита. Многие города халифата стали крупнейшими научными и культурными центрами Средневековья. Города Багдад, Басра, Дамаск, Иерусалим, Мекка, Медина, Бухара, Самарканд, Александрия, Кордова и др. восхищали своей архитектурой и на весь мир славились как крупнейшие центры ремесленного производства и торговли.

Церковь и государственная власть. Во времена феодальной раздробленности в Европе церковь была единственной сплоченной организацией. Подавляющее большинство крестьян, горожан и рыцарей верили в то, что вне церкви нет спасения (т. е. без помощи священников, без их молитв, без соблюдения церковных обрядов нельзя попасть в рай). Это позволило римским папам довести борьбу за верховную власть в Европе. Важным оружием в борьбе с ослушниками было отлучение от церкви (отлученному запрещалось входить в храм, участвовать в церковных обрядах, никто из

71

верующих не мог оказывать ему помощь и предоставлять приют); наложение интердикта (полатински «интердикт» — запрет) — отлучение от церкви населения города, области или целой страны, в которых прекращались богослужения и совершение всех обрядов: не крестили младенцев, не венчали новобрачных, не отпевали умерших.

В XI в. папа Григорий VI провел важные церковные реформы, способствовавшие централизации и укреплению могущества церкви: был введен обет безбрачия (целибата) для всех священников, выбирать нового папу теперь должны были кардиналы — высшие после папы священнослужители, что должно было исключить вмешательство светских правителей в дела церкви. Григорий VI вед борьбу за то, чтобы назначение епископов и аббатов не принадлежало никому, кроме самой церкви. Он заявлял, что папа выше всех прочих владык, включая королей, и императоров. Реформы Григория VII вызвали противодействие со стороны императора Священной Римской империи Генриха IV, который объявил папу низложенным. В ответ Григорий VII отлучил императора от церкви, а всех его подданных освободил от данной ими клятвы на верность. Борьба римских пап с императорами шла с переменным успехом более 200 лет.

Самым могущественным из римских пап был Иннокентий Ш (1198—1216 гг.). Если его предшественники называли себя преемниками св. Петра (поскольку первым епископом Рима был ученик Христа Петр), то Иннокентий III провозгласил себя «заместителем Христа, наместником Бога на земле». Он заявлял, что «папы призваны господствовать над всеми народами и государствами». Он суме# заставить ряд государей признать себя вассалами папы. Среди них были короли Дании, Польши, Арагона (одного из христианских королевств в Испании, созданных на отвоеванных у арабов землях). Стремление пап к абсолютной светской власти над Европой приводило к столкновениям с христианской церковью в Византии, которая зависела от власти византийского императора и также претендовала на первенство в христианском мире. Ситуацию усугубляли некоторые догматические и обрядовые различия в практике восточной и западной церквей. Периодические конфликты между церквами привели к тому, что в 1054 г. римский

72

папа и константинопольский патриарх прокляли друг друга. Так завершилась давняя борьба за верховенство в христианской церкви. Произошло разделение церкви на западную — католическую (что значит «всемирная») и восточную — православную (т.

е. «правильно славящую Бога»). Это деление сохраняется и в наши дни.

Вместе с могуществом церкви росли и ее богатства. Церкви принадлежала примерно треть всех возделывавшихся в Европе земель, населенных многими тысячами зависимых крестьян. Церковь взимала со всего населения десятую часть денежных и натуральных доходов (десятина), торговала должностями епископов и аббатов, брала плату за совершение обрядов, за отпущение грехов (продажа индульгенции — грамот, освобождавших преступников от наказаний, от угрызений совести за совершенные дурные поступки, обещавших прощение грехов и спасение души). Роскошь, в которой жили папа, епископы и аббаты, вступала в противоречие с учением Евангелия, новозаветными образами Иисуса и его учеников — апостолов, живших в бедности и призывавших к отказу от богатств. Множество верующих — горожан, крестьян, даже рыцарей, открыто заявляли, что церковь «испорчена», она исказила учение Иисуса, стала «дьявольской силой», а папа «наместником дьявола». Эти люди выступали за рг(венство всех верующих, против богатств церкви, десятины, платы за обряды, продажи индульгенций, торговли церковными должностями. Церковь называла этих людей еретиками, а их учение ересью.

Она вела с еретиками ожесточенную борьбу. В начале ХШ в. была учреждена инквизиция («расследование») — церковный суд, занимавшийся разоблачением и преследованием еретиков. Подозреваемых часто пытали, стараясь вырвать у них признание своей вины. Распространенным наказанием было сожжение на костре. В Южной Франции было распространено учение катаров, которое католическая церковь признавала ересью. Одним из центров распространения ереси стал город Альби, поэтому живших на юге Франции еретиков называли альбигойцами. Папа Иннокентий III призвал французского короля к военному походу против альбигойцев. После упорных боев юг Франции был разгромлен и разграблен. Тысячи человек погибли. Одним из способов борьбы с ересью было запрещение

73

верующим (кроме священников) иметь, читать и тем более толковать Библию.

Главная книга христиан оказалась запретной для большей части населения Европы.

Средневековые города. До X в. основная часть населения Европы жила в условиях натурального хозяйства, то есть большинство крестьян не только выращивали хлеб и овощи, ухаживали за домашним скотом, но изготавливали для себя и обитателей феодального замка необходимые ремесленные изделия — ткани, обувь, посуду, столы, скамьи и т. п. Людей, для которых ремесло являлось главным занятием, было мало. К X—XI вв. положение меняется. В деревнях появляется все больше и больше умельцев — знатоков того или другого ремесла (кузнечного, плотницкого, гончарного и др.). Чтобы изготовлять добротные изделия, деревенские ремесленники должны были меньше времени уделять сельскому хозяйству. Ремесло становится их главным занятием. Они меняли свои изделия на продукты питания, однако в деревнях было недостаточно покупателей и заказчиков.

Многие умельцы навсегда покидали родные селения и уходили туда, где был большой спрос на их изделия. Чтобы так поступить, деревенские ремесленники, продолжавшие оставаться в зависимости от сеньора, или получали от него разрешение (например, за плату), или простонапросто убегали. Поселения ремесленников (города) возникали около крупных монастырей и замков, за стенами которых можно было найти защиту в случае опасности, на пересечении дорог, по которым передвигались богомольцы, караваны чужеземных купцов, рыцари, нуждавшиеся в услугах кузнецов и оружейников, вблизи переправ через реки и около морских гаваней. Земля, на которой возникали города, принадлежала тому или иному сеньору. Под его властью находилось все городское население. Сеньор судил горожан, взимал с них платежи ремесленными изделиями и деньгами. Если город подвергался нападению, сеньор оказывал ему защиту.

Город напоминал крепость, его окружали стены — первоначально деревянные, а затем каменные. Земля внутри города стоила очень дорого: здесь дорожили каждым клочком земли, поэтому улицы городов были узкими, дома вплотную примыкали друг к другу, строились в дватри этажа

74

(верхние нависали над нижними). В центре находилась рыночнаяплощадь, где возвышалась самая высокая постройка — городской собор.

Основным населением города (обычно оно не превышало нескольких тысяч человек) были ремесленники. В каждом городе ремесленники одной специальности объединялись в союзы — цехи. Члены цехов назывались мастерами. Каждый имел собственную мастерскую, обычно расположенную в первом этаже того дома, где он жил вместе с семьей, подмастерьями и учениками. Всю основную работу по изготовлению изделий выполнял сам мастер. Ему помогали подмастерья, уже изучившие ремесло; подсобные работы выполняли ученики. На общем собрании мастера выбирали старшин цеха, принимали устав — правила, обязательные для всех членов цеха. Цеховые уставы преследовали две основные цели: добиться превосходного качества изделий и сохранить равенство среди мастеров. Цеховые старшины следили за соблюдением устава. Нарушителей наказывали (штрафами и т. п.), некачественные изделия уничтожались. Цехи способствовали развитию ремесел, обеспечивали их профессиональный уровень. Однако к концу средних веков цехи стали задерживать рост промышленного производства в городах (поскольку ограничивали число подмастерьев, станков, запрещали использовать новые орудия труда).

До возникновения городов торговля в Европе была развита довольно слабо, крестьянам продавать было нечего, так как излишков в их хозяйствах оставалось немного. Феодал в принципе мог продать часть своих запасов продуктов, но на практике это было чрезвычайно сложно, поскольку повсюду выращивалось и производилось примерно одно и то же. Поэтому денег, даже у феодалов, было мало. Продукты питания и изделия ремесла, как правило, изготавливали не для продажи, а для собственного потребления. В X—XI вв. в свя

<< | >>
Источник: Самыгин П.С.. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7е. — Ростов н/Д,2007. — 478 с.. 2007

Еще по теме Возникновение и распространение ислама. В VII в:

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА
  2. Возникновение ислама и объединение Аравии.
  3. § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  4. Ислам.
  5. Ислам: религия и общество
  6. РАСКОЛ CAPEKAT ИСЛАМА
  7. Психология ислама.
  8. 3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественно-исторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства
  9. Тропическая Африка и ислам
  10. Вопрос 2. Основные закономерности возникновения государства. Особенности процесса возникновения права
  11. ПРОРОЧЕСКИЕ КОРНИ ИСЛАМА
  12. Потенции мира ислама