<<
>>

ВЗГЛЯДЫ HA РЕФОРМЫ ШАН ЯНА. ОБЩАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ ОБОЗРЕВАЕМОГО ПЕРИОДА

Существуют различные взгляды на реформы Шан Яна. Большинство исследователей согласно с тем, что реформы ТТТан Яна были направлены на разрушение общинных связей и утверждение частной собственности на Землю.

Однако эту форму собственности ученые по-разному рассматривают в свете общих представлений о закономерностях развития древнекитайского общества. Ряд исследователей расценивают эту форму собственности как феодальную. Среди историков, которые придерживаются этого мнения, можно наметить два основных направления: сторонников развития в Китае феодализма с очень раннего времени — по крайней мере с начала I тысячелетия до н. э. — и тех ученых, которые период Чжаньго считают начальным периодом феодального способа производства.

Сторонники существования феодализма в Китае с кон-

ца II — начала I тысячелетия до н. э. считают, что земельная реформа Шан Яна знаменовала собойпереход от ленной системы землевладения к феодально-помещичьей системе. C этим переходом они связывают развитие в период Чжаньго торговли, товарно-денежных отношений, рост городов и т.

п. Введение B VI — V вв. до н. э. в ряде царств нового земельного налога эти ученые рассматривают как переход от отработочной ренты к ренте продуктами. Такие явления, как наемный труд и мелкая аренда, они считают характерными для перехода k феодально-помещичьей системе. Сторонники утверждения феодализма в Китае в период Чжаньго видят в них один из симптомов перехода от рабовладения к феодализму.

Многие исследователи склонны считать появление в этот период долговых рабов и развитие частного рабства пережитками рабовладения в недрах феодальной формации. Они отмечают, что рабство продолжало играть очень значительную роль в общественной жизни как в данный, так и в последующий период древней истории Китая, что рабов было множество, что в ремесле и на промыслах их труд находил большое применение.

Однако, поскольку в главной отрасли хозяйства — земледелии — основными произ водителями были не рабы, а крестьяне — арендаторы, распространенные в это время рабовладельческие отношения они расценивают только как рабовладельческий уклад в феодальном обществе.

Вместе с тем целый ряд ученых, сопоставляя данные из истории Китая с общеисторическими закономерностями развития рабовладельческой формации в странах Средиземноморья и Передней Азии, приходят к заключению, что те серьезные изменения в области экономики и общественных отношений, политической жизни и идеологии, которые проходили в древнекитайских царствах в период Чжаньго и получили отражение в реформах Шан Яна, знаменовали собой переход не от рабовладельческого строя к' феода лизму, а от раннерабовладельческих отношений к развитому рабовладению. Они считают, что развитие в период Чжаньго товарно-денежного обращения, появление металлических денег, рост и оживление городов, усовершенствование методов земледелия, а также разрушение общинных и внедрение частнособственнических отношений с вытеснением потомственной, родовой по своему происхождению, аристократии имущественной знатью были несомненными признаками этого перехода. Предпосылкой к тому было

распространение в Китае с середины I тысячеления до н. э. железной техники, повлекшее за собой быстрое повышение уровня производительных сил. Об этом переходе свидетельствует развитие в период Чжаньго частной собственности на рабов и частного рабовладения. Однако наряду с общими явлениями этот этап развития древнекитайского общества имел и свои специфические особенности.

Специфической особенностью развития рабовладельческой формации в древнем Китае, как и в большинстве стран древнего Востока, было длительное сохранение общины и значительное преобладание в сельскохозяйственном производстве на всем протяжении древней истории Китая труда земледельцев — общинников над трудом рабов. C конца периода Чжаньго в связи с постепенным разложением общины и разорением части общинников в земледелии начинает использоваться труд наемных работников и получает, развитие мелкая аренда — явление, весьма характерное, и для других рабовладельческих стран древнего Востока.

Другой особенностью древнекитайского общества являлось сосуществование наряду с развитыми формами рабства таких примитивных форм рабовладения, как патриархальное домашнее рабство, самопродажа свободных людей и долговое рабство, причем долговое рабство развилось в Китае сравнительно поздно и получило очень широкое распространение, являлось едва ли не основным источником частного рабовладения. Это не могло не отразиться на общем характере рабовладения в древнем Китае и, в частности, на положении рабов.

Таким образом в V — II вв. до н. э. развитие частнособственнических и рабовладельческих отношений привели к обострению внутренней обстановки, а также противоречий между старой, наследственной землевладельческой аристократией и новой, торгово-ростовщической знатью. Эта борьба выражалась в восстаниях и политических переворотах, о которых мы находим краткие упоминания в источниках, в напряженной борьбе идеологических течений. B конечном итоге отражение борьбы идеологий свободных общинников, родовой аристократической верхушки и представителей новой, имущественной знати нашло свое выражение в противоречиях между получившими распространение в этот период даосизмом, древним конфуцианством и фацзя.

Появление на месте аморфного гособразования — царства Цинь — сильного централизованного государства стало результатом проведения реформ Шан Яна. Уже со времени правления Сяо гуна началась ожесточенная борьба Циньского царства за объединение под своей гегемонией всей территории древнего Китая. Первым объектом захватнической политики Сяо гуна стало находившееся к востоку от Цинь соседнее царство Вэй. Циньская армия под руководством Шан Яна, прославившегося не только как реформатор, но и стратег, нанесли Вэй крупное поражение.

Циньские войска при новых правителях, последователях предшественников, захватили земли царства Вэй вплоть до большой излучины реки Хуанхэ. Успешное форсирование Хуанхэ облегчили циньским войскам путь к дальнейшим завоеваниям. C этого времени Цинь постоянно совершало нападения на расположенные к востоку от большой излучины Хуанхэ земли царств Вэй и Чжао, а также на земли Ханьского царства, присоединяя к себе по частям их территории.

B ответ на агрессивные действия Цинь царства Хань, Вэй, Янь и Ци заключили между собой военный Союз и выступили совместно против Циньского царства, но потерпели поражение. Затем были разбиты циньскими войсками и объединенные армии Чжаоского, Ханъского и Вэй- ского царств.

Ослабив Вэй и Хань и присоединив к себе значительную часть территории современной провинции Сыччуань, Цинь ское государство столкнулось с самым крупным по размерам и наиболее сильным царством Чу, также претендовавшим на роль гегемона. Чу заключило договор о взаимной помощи с царством Ци. Циньские правители не жалели средств, чтобы оторвать Чуское царство от союзни ков. Засылая в Чу лазутчиков, действуя подкупом, хитростью и прямым обманом, Цинь, наконец, удалось расколоть этот союз и сорвать заключение соглашений между Чу и другими царствами. Изолировав таким образом Чу от остальных царств, Цинь открыло против него военные действия и нанесло ему ряд серьезных поражений. B 278 г. до н. э. циньские войска вторглись в царство Чу и захватили его столицу — город Ин. B результате этой победы Цинь присоединило к себе значительную часть территории Чуского царства.

Кожаный щит воина, расписанный цветным лаком.

Из раскопок в районе города Чанша (провинция Хунань). Ѵ—Ш вв. до н. э.

Подорвав таким образом силы самого опасного из своих соперников, Цинь направило свой новый удар на сохранившее еще значительную силу царство Чжао. Война с Чжао была наиболее жестокой и напряженной иЗ всех войн, которые вело Циньское царство. По свидетельству источников, в ней чжаосцы потеряли убитыми 450 тыс. человек, а войска Цинь — более половины этого количества. Потерпев сильнейшее поражение, Чжао едва смогло с помощью подкреплений, присланных царствами Вэй и Чу, удержать в своих руках столицу — город Ханьдань.

Обессиленные непрерывными войнами и внутренними смутами, потерявшие значительную часть своих территорий, древнекитайские царства были не в состоянии оказывать дальнейшее сопротивление Цинь, и их окончательное поражение было лишь вопросом времени. Уже к середине III в. до н. э. Циньское царство не имело себе равных по силе и мощи.

<< | >>
Источник: A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек. Всемирная история: Становление государств Азии. 2005

Еще по теме ВЗГЛЯДЫ HA РЕФОРМЫ ШАН ЯНА. ОБЩАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ ОБОЗРЕВАЕМОГО ПЕРИОДА:

  1. ЦАРСТВО ЦИНЬ KAK ЯДРО ИМПЕРИИ. РЕФОРМЫ ШАН ЯНА
  2. 1.По приведенным данным оцените ситуацию: прибыль до налогообложения за отчетный период — 1000, за предшествующим период — 800, Валюта баланса за отчетный период — 6000, за предшествующий — 5000:
  3. Недостатки секьюритизации, взгляды на проблему и методы оценки
  4. ПЕРИОД РЕФОРМ
  5. 4.3.2. Первые попытки модернизации России. Реформы Петра I. Оценка его деятельности в современной историографии
  6. Оценка опасности ситуации и план выхода из нее
  7. § 74. Россия в период столыпинских реформ
  8. Т. Б. Маколей ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД АНГЛИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (1848 г.)
  9. 3. Причины и условия преступности в период экономической реформы
  10. 4. Взгляды на предмет гражданско-правового регулирования в отечественной цивилистике дооктябрьского периода
  11. Тема 7. Государство и право России в период проведения буржуазных реформ (вторая половина XIX в.)
  12. РОССИИСКАЯ ЭКОНОМИКА: ДОПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД И РЕФОРМЫ ПЕТРА
  13. 2 Классический период украинской философии. Г. С. Сковорода. Социально-политические взгляды деятелей Кирилло-мефодиевского общества. П. Д. Юркевич
  14. ЕГИПЕТ ПЕРИОДА «ДВУХ СТОЛИЦ» ЭХНАТОН И ЕГО РЕФОРМЫ
  15. ТЕМА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ОЦЕНКОЙ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СТРЕССОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
  16. § 4. Общая оценка регулятивного эффекта режима компенсационной защиты
  17. § 71. Реформы в государственном и правовом строе Османской империи в период танзимата
  18. § 1. Общая характеристика власти догосударственного периода