<<
>>

ЗАДРУГА

Ст. 70 кодекса Стефана Душана (опубликованного ок. 1349-1354 гг.) определенно свидетельствует о наличии больших семей и соединенных (по линии отца) хозяйств. «Отец и сын или братья, которые живут в одном доме и имеют один очаг, — говорится в ней, — но которые питаются отдельно и имеют раздельное имущество, должны работать как все крестьяне».

Совершенно очевидно, что сербский царь стремился обеспечить обложение равным налогом каждое крестьянское хозяйство.

Однако на эту статью стали ссылаться как на свидетельство, что задруга, или «совместное хозяйство нескольких семей, связанных родством по линии отца», было обычной формой общественной организации балканских славян с незапамятных времен. Теперь уже множество охваченных энтузиазмом ученых указывают на значение задруги в системе родственных связей славян на всех исторических этапах: от праистории до наших

дней. Однако недавно компетентное толкование этого вопроса буквально взорвало все расширявшиеся обобщения. Оказалось, что термин задруга — это академический неологизм, впервые появившийся в сербском языке в 1818 г.

Этим словом никогда не пользовались люди, о которых заявляли, что они живут по этой модели. Больше того, этого слова не было и в кодексе Стефана Душана. И хотя, действительно, можно предположить (исходя из ст. 70), что какая-то форма общего хозяйства бытовала в средневековой Сербии, нет никаких причин полагать, что задруга была нормой или даже преобладала повсюду в сербском царстве.

В новейшие времена распространение задруги на Балканах очень фрагментарно. Она обычна в горных районах, где занимаются скотоводством, — от Боснии и Герцеговины до Черногории, Македонии и Центральной Албании. Она часто встречается в Родопах и на Балканском хребте. Но она совершенно не известна на Адриатическом побережье и на большей части Болгарии.

Она отмечается на участках Военной Границы (или Краины), где осели сербские иммигранты в Хорватии в XVI в., а также среди неславян валахов. Но в основном отсутствует в Греции и Румынии.

Современные исследования, особенно на Западе, показали, что термин задруга употребляется для самых разных целей. Причем к нему прибегают без достаточных фактических оснований и детального исследования, ради того, чтобы поддержать ложные утверждения то ли о коллективистских наклонностях славян, то ли о регулярной организации (никогда не существовавшего) панславянского общества, то ли об отсталости Балкан, этого Volksmuseum [этнографического музея] Европы. Короче, есть большая опасность, что задруга становится своего рода расистским мифом наряду с другой фикцией Запада — славянской душой.

миро-Суздальском регионе. Они завоевывают право на наследственный титул Великого князя Владимирского с 1364 г. Затем, заискивая перед ханом Золотой Орды, получают ярлык как главные сборщики (в пользу монголов) дани и отныне ответственны за уплату и взимание задолженностей со всех других князей. Иван I (правил 1301-1340 гг.), известный как Калита — Денежная Сума, за время своего княжения больше провел времени на дорогах в Сарай и обратно, чем в самой Москве. Карл Маркс писал, что он в своем характере сочетал черты «татарского палача, сикофанта и вождя рабов»7. В-третьих, широко поддерживая Православную церковь, московские князья придали религиозный характер своему политическому возвышению. В 1300 г. митрополит Киевский

переезжает во Владимир, а с 1308 г. обосновывается в Москве. Повсюду в лесной глуши появляются монастыри, превращаясь в новые центры торговой и территориальной экспансии. Несмотря на монгольскую блокаду и трудности долгого путешествия по реке и морю, поддерживаются тесные контакты с патриархом Константинопольским. Московия была патримониальным государством par excellence, где с полным пренебрежением относились как к княжеским подданным, так и к их собственности.

Обладание над ресурсами младших княжеств исключительно усиливало гегемонию

Москвы. В 1327 г. Иван Калита помог монголам подавить восстание города Твери на Волге — главного соперника Москвы. Но в 1380-1382 гг. князь Дмит- 286 PESTIS

<< | >>
Источник: Дэвис. Н.. История Европы. 2005

Еще по теме ЗАДРУГА:

  1. 13. „Неделеная семья“
  2. Югославянские государства.
  3. Тема 2. Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы
  4. Территория, хозяйство, общественные отношения у сербов, хорватов и словенцев в VII—XII вв.
  5. ХОРВАТСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
  6. СЕРБСКОЕ КНЯЖЕСТВО
  7. СЕРБЫ, ХОРВАТЫ И СЛОВЕНЫ B ѴІІ—Х BB. ГОРОДА АДРИАТИЧЕСКОГО ПОМОРЬЯ
  8. Павликов С. Н., Убанкин Е. И., Левашов Ю.А.. Общая теория связи. [Текст]: учеб. пособие для вузов – Владивосток: ВГУЭС,2016. – 288 с., 2016
  9. Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
  10. Лаптев С.А.. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Рабочая программа учебной дисциплины Владивосток. Издательство ВГУЭС - 2016, 2016
  11. Уткина Светлана Александровна. Английский язык в профессиональной сфере Рабочая программа дисциплины Владивосток Издательство ВГУЭС 2016, 2016
  12. Иваненко Н.В.и др.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ и защите ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование. Владивосток 2016, 2016
  13. Астафурова И.С.. СТАТИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебно-практическое пособие. Владивосток 2016, 2016