<<
>>

12.5. Единство духовной сферы

Как и другие сферы, духовная сфера имеет свою имма нентную логику развития, показывающую, что обладает универсальными чертами и свойствами, присущими всем духовным сферам. Начнем свой анализ, как и раньше, с ду ховной жизни первобытного общества.

Что для нее характерно? Прежде всего, то, что она непосредственно вплетена в материальную деятельность и не вычленена в самостоятель ную область общественного производства. Иными словами, никто специально не занимается духовным производством, что связано с примитивным характером общественных от ношений и с низким уровнем производительности труда. Позднее в духовной сфере первобытного общества начина ют доминировать мифы, сказки, легенды.

С возникновением классового общества происходит раз деление общественного производства на материальную и духовную сферы деятельности. Духовная деятельность приобретает относительную самостоятельность и начинает раз виваться по своим собственным законам. Появляются люди, которые профессионально занимаются производством ду ховных ценностей.

Здесь опять-таки наблюдаются некото рые сходные процессы. Возьмем, например, философию. Она начала формироваться примерно в 7 в. до н. э. одновремен но в Китае, Индии и Древней Греции. К этому времени в этих странах сложились зрелые классовые общества с высоким для той далекой эпохи уровнем производительных сил, со сложной социальной структурой.

В философских учениях ставились одни и те же пробле мы: бытие окружающей действительности и бытие челове ка. Дж. Неру подчеркивал, что по духу и мировоззрению Индия ближе к Древней Греции, чем современные европейс кие нации. Сходство духовной жизни античной Греции и Индии поразило Александра Македонского, вторгшегося на индийскую территорию. В обеих цивилизациях жизнь воспринималась реалистически. Люди одинаково радовались и печалились. Одни проповедовали аскетизм, другие - гедо низм.

Обе цивилизации поддерживали постоянные связи между собой. «Греция и Индия, - пишет Неру, - были свя заны друг с другом с древнейших летописных времен, а в более поздний период между Индией и находившейся под влиянием эллинизма Западной Азией поддерживались тес ные связи. Большая астрономическая обсерватория в Уд джаяни (ныне Удджайи) в Центральной Индии была связана с Александрией в Египте» 1 . Многие индийцы посещали Грецию, изучали ее культуру и философию.

Неру Дж. Открытие Индии. Книга первая. М., 1989. С. 239.

318

319

С образованием единого исторического пространства, когда плоды духовной деятельности стали достоянием всех ; наций и народов, единство в духовной сфере еще больше подтверждается. Литература, искусство, философия, мораль и другие формы общественного сознания давно перешли национальные границы и обрели мировое гражданство. Трудно переоценить влияние французских просветителей на европейскую культуру. Сочинения Вольтера и Руссо, Дидро и Гольбаха вызывали огромный интерес у европейской чи тающей публики. Императрица России Екатерина II горди лась тем, что переписывалась с Вольтером. Классическая немецкая философия находилась в центре внимания фило софских кругов Европы. Диалектика Гегеля вызывала ост рые дискуссии среди русских философов.

В современную эпоху благодаря средствам массовой информации духовные достижения одних народов становят ся достоянием остальных. Представители интеллигенции различных регионов и стран занимаются, в сущности, одни ми и теми же вопросами: экзистенция человека, его судьба и будущее мировой цивилизации, бедность и нищета, техника и человек, космос и человек и т. д. Проблемы эти находят освещение в философии, кино, живописи, искусстве и т. д.

<< | >>
Источник: Мчедлов М.. Толерантность. 2004

Еще по теме 12.5. Единство духовной сферы:

  1. Игнорирование духа есть выражение капитуляции юриспруденции перед явлениями свободной воли, свободной личности и свободы вообще. Само существование правовой сферы убеждает нас в том, что право есть одно из безусловных духовных явлений и важнейший инструмент для воспроизводства духовности в обществе.
  2. Единство духовного и опытно-рационального познания
  3. 2. Единство философии обеспечивается единством жизненных проблем
  4. 1.Понятие и структура духовной жизни общества. Духовная культура и общественное сознание
  5. Сферы причинной динамики войн
  6. 1.2. Понятие национальной безопасности и ее сферы
  7. Сферы бытия, или онтологические миры
  8. 2.Структура общества. Сферы общественной жизни
  9. § 5. Идеологическая и психологическая сферы правосознания
  10. РАЗДЕЛ АФРИКИ HA СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ
  11. Сама религия невозможна вне правовой сферы,
  12. 1.2. Основные направление трансформации банковской сферы
  13. 14.8. Сферы и пределы действия нормативных актов
  14. Особенности функционирования сферы производства и оборота нефтепродуктов в условиях рыночной экономики