1.2. Этика − учение о морали.
Этика – учение о морали и нравственном усвоении человеком дествительности. Этика – форма общественного сознания, которая регулирует отношения в обществе между социальными группами, между человеком и обществом.
Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos – этос. В древности под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер. Например, Гераклит считал, что этос человека – это его божество. Такое изменение смысла понятия выражало связь между кругом общения человека и его характером.
Понимая слово «этос» как характер, Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особую совокупность человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Исходя из этого, этические добродетели являются свойствами человеческого характера, его темперамента, душевными качествами.
Они имеют отличия, с одной стороны, от аффектов, свойств тела, а с другой стороны – от дианоэтических добродетелей, свойств ума.
В частности, страх является природным аффектом, а память – свойством ума. Свойствами характера можно при этом считать: умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоятельной науки Аристотель и ввел термин «этика».Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова «mos» (mores – множественное число), которое, как и в греческом, использовалось для обозначения характера, темперамента, моды, покроя одежды, обычая.
Цицерон, например, рассуждал о моральной философии, имея ввидуту же область знания, которую Аристотель назвал этикой.
В IV веке н. э. в латинском языке появился и термин «moralitas» (мораль), который является непосредственным аналогом греческого понятия «этика».Эти слова, одно греческого, другое латинского происхождения, вошли в новоевропейские языки. Вместе с ними в ряде языков появились свои собственные слова, которые обозначают то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мораль». В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit». Эти термины повторяют историю появления понятий «этика» и «мораль» от слова нрав.
Таким образом, в своем первоначальном значении этика, мораль, нравственность – три разных слова, хотя они и являлись одним термином. Со временем ситуация изменилась. В процессе развития философии, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за этими словами начинают закреплять разный смысл.
Так, под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область знания, наука, а под моралью (или нравственностью) – изучаемый ею предмет. Хотя у исследователей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность».
Этика возникла как регулятор поведения человека в обществе других людей. Такими регуляторами помимо этики являются религия, право, экономика, политика и др. Этика отличается от них (например, от права) тем, что моральным регулятором поведения является добрая воля человека, в то время как в праве, например, действуют запреты, наказания (штрафные, административные санкции), силовые методы (лишение свободы) и институты.
В настоящее время этика трактуется как наука, система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни; как наука о морали нравственности. При этом мораль является теоретической частью этики: это принципы, нормы и правила, которые предъявляются человеку и осуществление которых носит добровольный характер. Нравственность – это практическая часть этики, область реальных поступков, поведения человека.
Объектом этики (областью деятельности) является общество и человек, предметом(что изучает) – их мораль и нравственность. Как и всякая наука, этика имеет свои законы, например, «золотое правило»: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».Главные категории этики:
1) добро, в самой общей форме, – все то, что способствует благу; зло – все то, что подрывает и разрушает благо, противостоит ему;
2) категория долга отражает совокупность обязанностей человека по отношению к обществу, коллективу, семье, отдельным людям. Долг вырастает из общего интереса, который одновременно является и личным;
3) совесть − внутренний регулятор поведения человека, его самосуд. Это одно из наиболее сильных человеческих чувств, свидетельствующих о высокой степени нравственного развития личности, ее самосознания и ответственности;
4) подлинное достоинство личности связано с ее общественной значимостью, с тем, насколько в деятельности человека реализуются конкретные принципы и требования добра. Достоинство личности должно быть правильно оценено как обществом, так и самим человеком;
5) чувство чести формируется в человеке по мере того, как он соотносит себя с той социальной группой людей, членом которой он является. Честь коллектива трансформируется в личную или профессиональную, которая требует ответственного отношения к исполнению профессиональных обязанностей;
6) свобода − это характеристика действия, совершенного со знанием и учетом объективных ограничений по собственному произволению (не по принуждению) и в условиях выбора возможностей; осознанная необходимость;
7) ответственность – умение предвидеть и отвечать за последствия действий, осознавать значимость (важность) и добросовестно выполнять обязанности.
Еще по теме 1.2. Этика − учение о морали.:
- Матвеев П.Е.. Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций., 2002
- Деловая этика, или этика предпринимательства
- Этика бизнеса 7.2.1. Этика и мораль: основные понятия
- Одиночество − уединение
- Одиночество − уединение
- Одиночество − уединение
- 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЭТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА
- 10.5. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРАВА И МОРАЛИ. РАЗЛИЧИЯ ПРАВА И МОРАЛИ. ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
- ПРИРОДА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ
- Проблема природы морали в этике
- СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
- Соотношение права и морали
- 3. Соотношениепозитивного права и морали
- Соотношение права и морали