<<
>>

1.1. Мораль, ее функции и структура. Мораль и право.

1.2. Этика − учение о морали.

1.3. Предмет и метод, система юридической этики.

1.1. Мораль, ее функции и структура. Мораль и право. Мораль (от лат. moralis− нравственный; mores− нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

Есть ряд определений морали, в которых отражаются те или иные ее существенные свойства.

Мораль− это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, опреде­ляющих характер отношений между людьми в соответствии с приня­тыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятель­ность, быт, семейные, межличностные и другие отношения).

Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные от­ношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создавае­мые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, этическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по еди­ной шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обще­стве силой традиций, властью общепризнанных и одобряемых всеми обычаев, общественным мнением. Контроль над их соблюдением осу­ществляет само общество.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных по­требностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания.

Наряду с другими формами регулирова­ния поведения людей (правовые нормы, традиции, обычаи, привычки и т.д.) в обществе мораль служит согласованию деятельности множе­ства индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятель­ность, подчиненную определенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют:

– регулятивную;

– воспитательную;

–познавательную;

– оценочно-императивную;

– ориентирующую;

– мотивационную;

– коммуникативную;

– прогностическую и некоторые другие ее функции.

Первостепенный интерес для юристов представляют такие функ­ции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мо­раль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом ак­тивное воздействие морали на общественные отношения осуществля­ется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осозна­нию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного созна­ния, и как вид общественных отношений, и как действующие в обще­стве нормы поведения, регулирующие деятельность человека − нрав­ственную деятельность.

Таким образом, структура морали имеет три основных элемента:

1) моральное сознание;

2) нравственная деятельность;

3) нравственные отношения.

Нравственное сознание является одним из элементов морали, пред­ставляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравствен­ное сознание предписывает людям определенные поведение и по­ступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку раз­ным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т.

д.) с точки зрения соответствия мораль­ным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии или неприязни, любви или нена­висти. Нравственное сознание − форма общественного сознания и од­новременно область индивидуального сознания личности. В послед­нем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравст­венными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Однако мораль нельзя отождествлять только с моральным (нравст­венным) сознанием.

Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание − это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социаль­ные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоот­ношения».

Моральные (нравственные) отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они раз­личаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам се­мьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену.

В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет ответственность перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект мо­ральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сто­рону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, ко­гда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций раз­граничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности поступок (или проступок), по­скольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации.

Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия по­ступка. Моральные последствия поступка − это оценивание его самим человеком и оценка со стороны окружающих.

Моральные ценности – это общественные установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назна­чении человека, о его идеалах и принципах. Представления о ценно­стях, во-первых, позволяют обосновать нормативные моральные тре­бования к человеку. Во-вторых, они служат нормативной формой мо­ральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные и за­частую «готовые» регулятивы действий. В-третьих, в представлениях о ценностях одновременно содержится оценка явлений действительно­сти, людей и их поступков с точки зрения их моральной значимости.

Мораль и право. Нормы морали складываются в обществе на ос­нове представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь доб­рым, справедливым, честным). Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведе­ния. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений. Нормы права, ус­танавливаемые государством, после вступления в силу сразу же стано­вятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия. В свою очередь правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах). Нормы права и нормы мо­рали в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их пред­писаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Нормы мо­рали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе правовую сферу.

Право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя лишь общественные отношения, подконтрольные государству. Право и мораль служат од­ной цели − согласованию интересов личности и общества, обеспече­нию и поддержанию общественного порядка. Реализация и исполне­ние правовых норм во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они, по крайней мере, не должны противоречить мораль­ным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм.

Мораль относится к числу основных типов нормативного регули­рования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчи­нение деятельности людей единым общесоциальным законам.

Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.

Мораль и право − необходимые, взаимосвязанные и взаимопрони­кающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем со­гласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздей­ствие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, «моральная сторона и моральные запо­веди... не могут быть предметом положительного законодательства». Законодательство не может декретировать нравственность.

Мораль и право− составные части духовной культуры человече­ства.

При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются:

1) по объекту регулирования;

2) по способу регулирования;

3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения. Объектом мораль­ного регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

Таким образом, общее между моралью и правом прослеживается по трем основным позициям:

а) мораль и право представляют собой два основных способа нор­мативной регуляции сознания и поведения людей в социально-неодно­родном обществе;

б) мораль и право имеют общий источник – обычаи и мифы родоп­леменного общества;

в) существует смежная область, «пограничная зона» между мора­лью и правом – естественное право.

Мораль и право отличаются по предмету, целям и способам ре­гулирования сознания и поведения людей. Отношения между моралью и правом следует определить как автономные и взаимодополняемые.

Субъектом правового регулирования являются представители правоохранительных органов, в том числе сотрудники ОВД. Предмет профессиональной деятельности сотрудников ОВД – сфера граждан­ской и экономической свободы личности и социальных групп.

<< | >>
Источник: Герасимович А. А.. Юридическая этика: курс лекцій. 2018

Еще по теме 1.1. Мораль, ее функции и структура. Мораль и право.:

  1. § 2. Право и мораль
  2. § 3. Право і мораль
  3. § 3. Право і мораль
  4. 13.7 Право и мораль
  5. § 3. Право и мораль
  6. § 3. Право и мораль
  7. § 2. Право и мораль
  8. IL ПРАВО TA МОРАЛЬ
  9. Право і мораль
  10. ГЛАВА V ПРАВО И МОРАЛЬ
  11. 2. Естественное право, религия и мораль
  12. §865. Мораль – это право человека быть внутренне свободным при определении содержания своей собственной жизнедеятельности.
  13. г) КОММУНИСТИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ
  14. Мораль и законодательство.
  15. 1. Для чего нужна мораль?
  16. 3. Мораль и политика
  17. Мораль як позитивний безпримусовий порядок