2.3. Нравственные принципы и нормы в уголовном праве.
При производстве по уголовным делам суд, органы следствия, дознания, прокуратуры применяют нормы различных отраслей права. Однако по любому уголовному делу центральное место занимает применение уголовного права.
Поэтому целесообразно рассмотреть нравственную характеристику уголовного права, причем лишь некоторых его институтов, так как этические основы и содержание уголовного права в целом требуют углубленного и развернутого научного исследования.Уголовное право служит задаче охраны человека и общества от общественно опасных деяний, определяя, что является преступлением, устанавливая уголовные наказания и правила их применения к лицам, виновным в преступлении. История уголовного права в прошлом – история кровавых, мучительных, унижающих человека наказаний. Двигаясь по пути прогресса, человечество постепенно избавляется от смертной казни и гуманизирует уголовное право.
Однако уголовное законодательство содержит не только юридические принципы и нормы, но и определенный комплекс моральных принципов.
В связи с этим в специальных исследованиях, посвященных проблемам соотношения уголовного права и нравственности, обращает на себя внимание то, что закрепленные в уголовном законодательстве нравственные принципы составляют нравственную основу уголовного наказания. А целями уголовного наказания также является исправление осужденного и недопущение совершения новых преступлений.Борьба с преступлениями – это та область общественных отношений, где уголовное право и нравственность должны выступать как два совместно действующих социальных регулятора. Для уголовного права связь с нравственными воззрениями, господствующими в обществе, важна с точки зрения осмысления форм и методов борьбы с преступлениями, ибо меры этой борьбы (уголовно-правовые) могут быть более суровы и менее суровы, репрессивны и гуманны.
Поэтому для уголовного права необходимо определить общие нравственные принципы (основания) в конкретной сфере явлений, соответствующие их месту и времени, а затем применить эти общие начала к частному. Это основополагающий для уголовного права принцип.И нравственность, и уголовное право являются сложными системами, так как в каждой из них присутствуют нормативные сферы, которые обладают определенными конструктивными признаками и выражают общие и специфические свойства, на основе которых складываются определенные общественные отношения. Между нравственностью и уголовным правом всегда существовала определенная взаимосвязь, характер которой исторически видоизменялся. На этапе становления уголовного права уголовно-правовые нормы находились под огромным влиянием нравственности. И нравственность, и уголовное право имеют объект воздействия – это нравственное и правовое сознание. Взаимоотношение нравственности и уголовного права можно проследить и на основе анализа убеждения и принуждения как форм воздействия. Определяя роль и значение убеждения и принуждения в нравственном и правовом регулировании поведения человека в обществе, в борьбе с антиобщественными поступками, правонарушениями и преступлениями, необходимо исходить из того, что «существуют различные уровни действия нравственных и правовых регуляторов поведения и отношений людей – от общества в целом до малых социальных групп и отдельных людей.
Убеждениепредставляет собой основное средство воздействия на сознание людей, которое формирует их взгляды и в конечном итоге нормы поведения. Убеждение – это твердый взгляд на что-либо, основанный на определенных принципах. Убежденный человек – это непоколебимый в своих взглядах и принципах человек. На практике убеждение всегда конкретно, оно проявляется в экономической и социальной сферах деятельности человека и формируется в процессе идеологической, воспитательной работы, в том числе в правовом воспитании населения. Убеждение и отчасти правовое воспитание, использующее понятие убеждения, являются составными компонентами нравственного воспитания, которое служит основой построения нравственно-правового климата в обществе.
Существует такое мнение, что в настоящее время основами нравственного воспитания являются:
– воспитание способности не просто совершать действия, а уметь предвидеть наступление возможных последствий;
– внимание к другим членам общества;
– уважение к идеалам добра и справедливости.
И здесь ведущая роль отводится государству и обществу. Они способны убедить человека в недопустимости безнравственного, антиобщественного и тем более преступного поведения, наносящего ущерб, подчас непоправимый, и обществу, и людям, и самому нарушителю. В то же время интересы общества и государства, неразрывно связанные с интересами конкретных людей, обусловливают поступки каждого члена общества.
Принуждениетакже является формой воздействия и на человека, и на его воспитание. В случае применения к человеку принуждения он в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается. А любое ограничение, как известно, воспринимается человеком достаточно болезненно, поэтому его стремятся избежать, что и обусловливает действенность принуждения. Принуждение отличается в ряде случаев еще той особенностью, что исключает выбор между различными вариантами поведения, имеет однозначный характер. Человек не может, к примеру, не выполнить предъявляемое к нему требование. Более того, он обязан выполнить его полностью. Только в таком случае принудительные меры к нему (какой-либо вид ответственности) не будут применены. При этом следует иметь в виду, что сам принуждаемый, до того как ему предъявлены какие-либо требования и он попал под угрозу применения к нему принудительных мер, нарушил нравственные или правовые нормы, которые защищаются с помощью принудительных мер (вид принуждения зависит от характера нарушения). Принуждение может быть и нравственным, т. е. осуждение со стороны коллектива, создание о нарушителе отрицательного общественного мнения. Но чаще мы говорим о принуждении тогда, когда речь идет о применении норм права. Именно они обеспечиваются принудительной силой государства, хотя их поддерживает и все общество, а надзор за их применением может осуществляться не только соответствующими органами государства, но и с помощью общественности.
Вслед за международно-правовыми нормами ст.26 Конституции Республики Беларусь 1994 г. в настоящее время устанавливает гуманный принцип уголовного права: «Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».Уголовное наказание имеет конкретные цели, выражающие его социально-правовое назначение:
– восстановление социальной справедливости. Наказание должно соответствовать тяжести преступления и ряду других факторов;
– исправление лица, осужденного за совершение преступления;
– предупреждение совершения новых преступлений осужденным лицом, а также другими членами общества.
Целый комплекс нравственных проблем связан с уголовным наказанием как необходимым уголовно-правовым средством реализации идеи справедливости, заложенной в принципах уголовного законодательства. В Конституции Республики Беларусь в ст. 24 закреплено следующее положение: «Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда». Республика Беларусь – единственная страна в Европе, которая до настоящего времени сохранила в своем законодательстве данный вид наказания. Оно применяется в том случае, когда исправление лица, совершившего преступление, невозможно.
Учение о целях наказания и сегодня продолжает оставаться одним из наиболее дискуссионных вопросов как в истории, так и в современной теории права. Также не вызывает сомнений, что указанные в законе цели наказания являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, и задачи при назначении наказания по уголовным делам могут быть выполнены только при условии их обязательного учета. Безусловно, разработка уголовного законодательства сделала проблему нравственного обоснования системы уголовных наказаний очень актуальной и своевременной в настоящее время. Но между тем современное уголовное право, претерпевая воздействие различных как объективных, так и субъективных факторов, может отклоняться от нравственных требований.
Поэтому существует острая необходимость установления степени соответствия уголовного права и нравственности с одновременным определением путей совершенствования уголовно-правовых норм и положений для эффективного обеспечения охраны личности, общества и государства от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений.
Еще по теме 2.3. Нравственные принципы и нормы в уголовном праве.:
- § 4. Нравственные принципы и нормы, их структура. Правила правильности норм
- Понятие уголовного права. Особенности уголовных правонарушений. Предмет уголовного права. Метод уголовного права. Задачи уголовного права. Функции уголовного права. Принципы уголовного права, их закрепление в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ)
- I. ПРИНЦИП ВИНЫ В СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ
- ГЛАВА 1 ПРИНЦИП ВИНЫ В СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
- 10.4. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ (НРАВСТВЕННОСТИ). НРАВСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И НОРМЫ
- Раздел III СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАВЕ. НРАВСТВЕННО-АДЕКВАТНОЕ ПРАВО КАК СИНТЕЗ ПОЗИТИВНЫХ СВОЙСТВ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ ПРАВА Тема 13 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
- 1 Предмет, система и значение Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации в уголовном праве
- Предмет, система и значение Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации в уголовном праве
- Современные нравственные нормы гуманизированы.
- Кибальник А.Г.. Иммунитеты в уголовном праве. 1999, 1999