<<
>>

1.5. Проблемы этнической толерантности

Для тех людей, которые не смогли адаптироваться к но вым социально-экономическим условиям, не в состоянии реализовать свои возможности, ординарные распри на «бы товой почве» легко становятся детонатором и межнацио нальной розни.

Нередко ничтожный повод дает начало даже погромам и конфликтам, если в регионе установилась пред грозовая атмосфера. Так, в апреле 2002 г . на Кубани проти востояние скинхедов (бритоголовых) и армян вспыхнуло из- за незабитого гола футболистом местной команды, который был армянином. На дискотеке из-за мельчайшей ссоры на чался осетино-ингушский конфликт 1 .

Бытовая ксенофобия и националистический экстремизм зависят и от несовершенства отечественного законодатель ства, от реально проводимой политики в том или ином ре гионе. Так, в Краснодарском крае из-за неконтролируемой миграции тяжелое бремя испытывает социальная инфра структура, ощущаются трудности на рынке труда, в резуль тате возникает нездоровая конкуренция, вина за которую перекладывается на «приезжих» и «инородцев».

Очевидно, что миграция не должна быть нелегальной, миграционный поток должен контролироваться и регулироваться с учетом демографического фактора, объективной потребности в тру довых ресурсах. Именно в таких случаях исчезнут у нацио налистов поводы для подстрекательства к экстремистским выступлениям. К сожалению, на этот счет пока отсутствует надлежащая законодательная база, как и система предвари тельного информирования потенциальных мигрантов об условиях проживания в различных регионах России.

Необходимо добиваться неукоснительного соблюдения действующего законодательства, пресечения любых прояв-

1 См.: Известия. 2002. 10 декабря.

28

лений экстремизма и ксенофобии - будь то подстрекатель ное выступление политика или погромная статья в прессе, хулиганство на футбольном стадионе или вандализм на на циональных кладбищах, обстрел мечети или «плакатный экстремизм».

Важна своевременная политическая и правовая реакция на подобные действия. Неотвратимость наказа ния, эффективность работы правоохранительных органов, включая судебную систему, необходимы не только для справедливого наказания виновных, но и в качестве превен тивного, сдерживающего фактора для потенциальных пра вонарушителей. При «либеральном» же подходе судебно- следственных органов к проявлениям экстремизма уменьша ются шансы нейтрализовать данную социально-политиче скую угрозу.

К сожалению, у нас пока преобладает «либеральный» подход. Лидер Ассамблеи народов России Рамазан Абдула- типов привел разительную статистику. Оказывается, по ста тье «Разжигание межнациональной розни» было заведено все го 30 уголовных дел, до суда дошло 17 и только три человека были осуждены 1 . Такова была ситуация в середине 2002 г ., и вряд ли она с тех пор изменилась радикальным образом. Правовой нигилизм потворствует экстремистским намере ниям и действиям и препятствует распространению толерант ных принципов поведения.

Утверждение толерантных установок немыслимо без их широкой общественной поддержки. В нашем обществе в данный период сказывается отсутствие ясных и обоснован ных идей, способных найти отклик у большинства, объеди нить разные слои населения со всеми их реальными регио нальными, этническими, конфессиональными и другими различиями. Тут вряд ли может сыграть положительную

1 См.: Независимая газета. 2002. 10 июня.

29

роль сугубо «национальная идея», ставящая в привилегиро ванное положение один этнос: больше шансов на успех в многонациональной и поликонфессиональной России у кон цепции единого российского народа, слагающегося из всех его равноправных этноконфессиональных общностей. Ее утверждение в общественном сознании и государственно- правовой сфере может послужить стабилизирующим факто ром, способствовать распространению толерантных идей у представителей разных поколений, различных этносов и конфессий.

В сфере межнациональных отношений, где далеко еще до установления цивилизованных толерантных взаимоотно шений, наблюдается отрицательное воздействие как субъек тивных факторов, так и объективных противоречий. На поведение и чувства людей, особенно молодежи, стремятся воздействовать те представители центральных и местных элит, которые борются за власть и привилегии, руководству ясь при этом своими клановыми интересами и стремлениями к этнонациональному сепаратизму.

Именно этот расчетливый экстремизм элит и возбуждает нередко экстремистские настроения и поступки среди различных возрастных и этнических групп.

Наряду с нейтрализацией подобных экстремистских по литических действий важно добиваться цивилизованного разрешения различных объективных противоречий, которые возникают между интересами различных этносов, живущих в России. Они могут вызываться теми или иными народно хозяйственными решениями (например, интересам коренных жителей тундры не отвечает развертывание здесь добычи нефти и газа, по крайней мере ее нынешняя практика), различиями в степени экономического развития, уровне обра зования, оснащенности достижениями цивилизации, что вызывает необходимость протекционистской поддержки,

30

«подтягивания» экономически слаборазвитых за счет более развитых.

Указанные и некоторые другие объективные противо речия не могут затушевать главную предпосылку установ ления толерантных межнациональных отношений. Это - единство важнейших интересов, взаимозависимость и неот делимость исторических судеб этносов, входящих в россий ский народ. Периодически провозглашаемые экстремиста ми-националистами лозунги (типа «Россия - русским», «Русские - вон из Тывы, с Кавказа...») идут вразрез с историче скими особенностями развития общностей в едином геопо литическом пространстве, игнорируют многие факторы - от природных условий их бытия, естественно-географических границ до вековых тесных экономических, политических, социальных, культурных, личностных связей. Они подрыва ют основы исторически сложившегося на просторах Европы и Азии единого надэтнического социально-культурного организма, который Владимир Соловьев характеризовал как «великое собирательное существо».

В этом полиэтническом и многоконфессиональном сообществе русский этнос является центром культурного и поли тического притяжения как для родственных ему славян, так и для всех сопредельных народов. Он - основной народ, консо лидирующий социально-культурный организм не только по тому, что в Российской Федерации он составляет около 82% населения, но и благодаря ряду черт (толерантность, склонность к взаимообогащению культур, готовность к оказанию помощи и т.

д.), которые проявляются при всех режимах.

Взаимообусловленность и неотделимость интересов рос сийских этносов обусловливает и то, что если нет благопо лучия и мира у русских, то нет их и у других этносов, и на оборот. Поэтому, подчеркнем еще раз, речь идет о сумма- тивных интересах российского народа, слагающегося из всех

31

его равноправных этнических и конфессиональных общностей. При этом традиции и чувства каждой общности требу ют скрупулезного учета.

Обязательным условием раскрытия содержания интересов каждого этноса, который может выжить и развиваться в наше непростое время при толерантных взаимоотношени ях, является использование объективных самоочевидных критериев, призванных отражать интересы именно всей общ ности, а не только ее элиты; будучи выше потребностей те кущей политики и бытующих партийных идеологий, они должны выражать долгосрочные, неидеологизированные универсальные ценности. Главное их «назначение» - способ ствовать самосохранению и развитию общностей, удовлет ворению их основных, вплоть до биологических, потребно стей. Государственная же мудрость состоит в разработке такого механизма включения этноконфессиональных групп в российское общество, чтобы каждый народ мог проявить свои лучшие качества.

<< | >>
Источник: Мчедлов М.. Толерантность. 2004

Еще по теме 1.5. Проблемы этнической толерантности:

  1. 1.Проблема толерантности в психологии
  2. Этнические проблемы и трибализм
  3. Толерантность и диалог культур
  4. Формы и виды толерантности
  5. Расовые, этнические отношения
  6. Мультикультурализм, глобализация, толерантность
  7. Толерантность, 2004
  8. Фанатизм и толерантность
  9. Этнический юмор.
  10. Новые этнические общности.
  11. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СТРЕССУ
  12. 4. Философские проблемы различаются в соответствии с делением жизненных проблем на проблемы-образы, проблемы-действия и вербальные проблемы