<<
>>

Сама социальная работ

как масштабный феномен об щественного жизнеустройства конституируется именно в этот период: формируются образовательные программы и возникают высшие учебные заведения, готовящие таких спе циалистов.

Формулируются обобщения в области научного обеспечения социальной работы. Именно в ходе таких ис следований был выявлен принцип толерантности как базовый для идеологии, этики и практики социальной работы 1 .

Социальная работа относится к числу таких сфер дея тельности, для которых принцип толерантности является одним из основополагающих, может быть, наиболее полно очерчивающих ее содержательно-этические границы в силу целого комплекса причин.

Во-первых, социальная работа относится к числу про фессий с трудноформализуемым кругом обязанностей и ус ловиями деятельности. Если в ряде других специальностей

1 См.: Шеляг Т. В. Принцип толерантности в социальной работе // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2.

262

возможно точное описание и количественное измерение видов работ - профессиональных функций и процедур, то в соци альной работе составить исчерпывающий перечень обя занностей если не невозможно, то очень трудно.

Может быть, это вызвано относительной молодостью пр офессии, во всяком случае, на российской почве, однако и у зарубежных специалистов профессиональные стандарты и перечни функций описываются только общими формули ровками. В российской же действительности попытка пере числить все функции, знания, умения и навыки специалиста по социальной работе приводит к списку из нескольких де сятков позиций. Достижение успеха в каждой из этих пози ций и в их совокупности порой кажется невозможным в ре альной действительности. Границы профессиональной от ветственности таких специалистов значительно превосходят рамки их профессиональной компетентности.

Проявляющиеся в течение нескольких лет трудности с утверждением стандартов социальной работы, стандартов социальных услуг еще раз доказывают сложность пробле мы четкий фиксации перечня функций и количественных показателей данного вида профессиональной деятельности. В то же время попытка сформулировать исчерпывающую совокупность функций и обязанностей на основе общих мо ральный предписаний (перечисляя такие, например, качества, как гуманизм, забота, внимательность и пр.) выводит дан ные процедуры из сферы научного или организационного словоупотребления в область благопожеланий.

Поэтому регламентация деятельности в профессиональ ном поле социальной работы осуществляется в очень боль шой мере именно на основе неписаных ценностно-этических правил и норм, которые с трудом поддаются не только ко личественному измерению, но даже словесному выражению. Толерантность относится к числу именно таких качеств,

263

имеющих личностно-профессиональную природу, то есть в первую очередь, относящуюся к качествам специалиста как личности и лишь во вторую очередь - как профессионала.

Толерантность проявляется и осознается там и тогда, где и когда социальная действительность, поведение, привычки и облик людей подвергаются оценке, и результат этой оцен ки потенциально двойствен. Следует отметить, что качество толерантности может быть выработано только по отноше нию к социальным субъектам и их атрибутам. Проявляется оно по отношению только к тем социальным явлениям, которые личностно значимы для людей. Нет надобности проявлять толерантность к бесспорно позитивному социально му феномену, не имеющему потенциала внутреннего проти воречия. Если же речь идет о безусловно негативных явле ниях, то для социальных работников здесь уже возможно как их бесспорное осуждение, так и определенное поле примирения с ними.

Было бы неправильно считать, что социальные работ ники лишены основ нравственной ориентации или их ценностная система конвенциональна и меняется в зависимости от обстоятельств.

Просто в ряде случаев негативные по ступки и даже преступления совершаются под влиянием обстоятельств непреодолимой силы, в них виноваты не только сами преступники, но также эти обстоятельства. Так, напри мер, такое вопиющее правонарушение, как жестокое отно шение матерей к новорожденным детям, может рассматри ваться исследователями как результат послеродовой депрессии или психических нарушений, не замеченных ранее спе циалистами. Причем женщины, виновные в таком поведе нии, должны не столько наказываться, сколько обеспечиваться профессиональной помощью, при этом дети могут быть даже оставлены в их семьях при условии тщательного социального надзора. Поэтому наличие или отсутствие ре-

264

акции толерантности по поводу отрицательных социальных явлений в значительной мере зависит от того, что считается отрицательным с точки зрения данного общества или данной социальной группы. Кроме того, в подобной ситуации важно, доросло ли данное общество до представлений о сложности, многоцветности явлений, их внутренней противоречивости или оценивает действительность однопланово, разделяя все в мире лишь на черное и белое.

Толерантность - глубоко индивидуальное свойство, фор ма проявления и социальные особенности которого зависят от уровня терпимости, демократизма, гибкости общества в целом и его основных социальных групп, от того, насколь ко в нем толерантность признается ценностью. На общесо циальном и макрогрупповом уровне это может быть каче ство общественного сознания и общественной психики, при знанная и социально одобряемая поведенческая характери стика. Однако сознание и эмоционально-психический строй индивидов не копируют структуру и содержание обществен ного сознания. Толерантность отдельного человека, в том числе специалиста социальной работы, зависит от опреде ленной личностной предрасположенности специалиста, ко торая базируется не только на опыте его социализации, но также и на некоторых врожденных характерологических чертах.

Границы толерантности у каждого человека, как и у каж дого специалиста, индивидуальны, и помимо некоторых общих положений, определяемых общепризнанными норма ми общества, законами государства (равенство прав в доступе к тем или иным благам и услугам) и нормативными документами ведомства (права различных категорий клиен тов и ограничения этих прав; обязанности социальных ра ботников и условия, позволяющие не исполнять эти обязан ности), существует достаточно обширная шкала индивиду-

265

альных вариаций толерантности - от реакций полного от торжения до абсолютного приятия всех черт и особеннос тей социальной ситуации, поведения и облика индивидов, которые подвергаются оценке.

В обыденном поведении большинства людей, в профес сиональной деятельности достаточно большого числа профессий наличие или отсутствие толерантности малозначимо. Если индивид, работающий в системе «человек - техника», инто лерантен к пожилым людям или лицам другой расы, нации и культуры, если он негативно относится к подросткам слиш ком раскованного поведения или к пьющим лицам, он впол не может выбирать свой собственный круг общения и избе гать контактов с людьми, являющимися носителями таких свойств, которые ему неприятны. Социальный работник в своей профессиональной сфере лишен подобной избиратель ности. Более того, носители социально негативных качеств могут нуждаться в помощи больше, чем люди с позитивными характеристиками. Возможны ситуации, когда помощь соци альным отщепенцам вызывает неодобрение социально нор мативного большинства или даже мешает оказывать помощь нормальным людям. Так, социальное обеспечение пожилых лиц, не имеющих определенного места жительства, бывших заключенных предусматривает устройство этих граждан, не накопивших к старости никаких социальных ресурсов, в стационарные учреждения для престарелых. Их поведение там (пьянство, воровство вещей, драки) не только причиняет бес покойство персоналу, но также резко ухудшает положение других проживающих. Однако социальное законодательство и нравственные нормы не позволяют лишить таких людей приюта, необходимых социальных услуг. Максимально воз можным компромиссом в этой ситуации является организа ция специализированных стационарных учреждений для лиц с отклоняющимся поведением.

266

Внутренняя сложность и противоречивость самого по нятия толерантности и качеств, лежащих в ее основе, обусловливает потенциальное расхождение толерантного пове дения и толерантного сознания. Первое доступно широко му наблюдению, подлежит контролю общества и регламен тируется достаточно разветвленной совокупностью нрав ственных норм - от государственных законов с санкциями за проявления ксенофобии, религиозной или социальной нетерпимости до должностных инструкций или ведомствен ных наставлений.

Толерантное (или интолерантное) созна ние индивида, в том числе специалиста, может в течение дли тельного времени быть невыявленным, скрытым от посто ронних, особенно из опасений моральных или юридических санкций. Однако потенциальный конфликт сознания и по ведения рано или поздно может вырваться наружу в каком-нибудь интолерантном поведенческом акте, а будучи скры тым, разрушающе воздействует на психосоматическое состо яние специалиста. Поэтому наиболее продуктивным является согласование толерантного сознания и поведения, от бор для профессий, чувствительных в смысле толерантнос ти, таких кандидатов, которые способны к выработке у себя прочной установки на толерантность.

Предрасположенность к толерантности, основанная на совокупности врожденных и приобретенных в процессе со циализации свойств, в российской действительности пока не выявляется в ходе отбора претендентов на должности соци альных работников и при приеме абитуриентов на факультеты социальной работы. Сама социальная практика, одна ко, кардинально проверяет таких сотрудников, и практичес кие работники, которые не обладают качеством толерант ности, как правило, не задерживаются в этой сфере. Выпускники факультетов социальной работы в подобных случаях выбирают работу не по специальности, полученной в вузе.

267

Нужно отметить, что в процессе профессионального отбора сотрудников зарубежных социальных служб, где опыт такой деятельности гораздо богаче, выработаны механизмы, препятствующие допуску в эту область деятельности экстре мистов, придерживающихся крайних взглядов в любой сфере жизнедеятельности (религиозных экстремистов, равно как и лиц, слишком рьяно стремящихся принести пользу окружаю щим) и лишенных терпимости. Это, во-первых, широко рас пространенная практика тестирования детей, начиная с до школьного возраста и до окончания школы. Во-вторых, весь ма глубокое выявление личностных свойств в процессе обу чения на рабочем месте, причем преимущественно неинстру ментальными методами. Наставники-супервизоры вниматель но наблюдают за подопечными (это входит в их профессио нальные обязанности) и побуждают их к постоянной само рефлексии на основе case - work , т.

е. анализа сложных жиз ненных ситуаций, встретившихся в работе. Развитая система лицензирования профессиональной деятельности (включая де ятельность, для которой не требуется высшее образование) и важная роль профессиональных коллегий в деле выдачи та ких лицензий 1 придают значимость подобным наблюдениям, результаты которых фиксируются в документах о прохожде нии обучения на рабочем месте. Наконец, для получения выс шего образования в области социальной работы (не говоря уже о степени бакалавра, магистра или доктора) в вузы обыч но поступают люди, проработавшие несколько лет практи ческим социальным работником. Поэтому те, кто не облада ет качеством толерантности, как и другими необходимыми для данной профессии качествами, как правило, отсеиваются.

1 Профессиональные коллегии играют также важную роль в случае лишения специалиста лицензии и запрещения для него за ниматься профессиональной деятельностью.

268

Впрочем, даже такая система не избавляет от возмож ных ошибок. В таком случае после разбора поступков, на рушающих профессиональные правила, работники, недолж ным образом исполняющие свои обязанности, отстраняют ся от подобного рода деятельности.

Социальная работа - это деятельность по оказанию по мощи индивидам в реализации ими своих социальных прав и/или в компенсации тех физических, психических, интеллек туальных или социальных недостатков, которые мешают воспользоваться в полной мере этими социальными права ми или возможностями для нормального социального функ ционирования. Соответственно одной из родовых функций социальной работы является противодействие социальному исключению индивидов и групп, социальная поддержка тех, кто не соответствует норме.

Поэтому социальному работнику по его профессиональ ной обязанности чаще всего приходится иметь дело с людьми, которые в чем-то выпадают из стандарта. Это заставляет рассмотреть само понятие нормы применительно к соци альной работе. Принято выделять описательные (дескрип тивные) и предписательные (прескриптивные) аспекты нормы. Возможно, что историко-генетически описательные аспекты нормы были первичными и конституировались позд нее в предписания, общеобязательные правила, закрепившись в сознании и психике, даже когда переставали быть всеобщей количественной нормой.

Опыт развития человечества учит, что традиционные об щества, как правило, демонстрируют нетерпимость к отклоне ниям от нормы, независимо от их причины и характера. Все чужое, непохожее, непривычное пугает, воспринимается как чуждое и враждебное, а потому табуируется, отвергается. От ношение к таким отклонениям варьирует от их морального порицания до уничтожения этих отклонений и их носителей.

269

Развитие демократических ценностей и ментальных ус тановок постепенно укрепляет в сознании людей мысль о том, что границы нормы достаточно широки. Отклонения от стандарта, единого образца могут быть не патологией, а вариацией нормы. Возможным механизмом примирения массового сознания с непохожестью какой-либо социальной группы можно считать признание феномена субкультуры - достаточно массового отклонения от всеобщей нормы, ко торое, однако, в целом признается обществом и основные характеристики которого являются нормой для членов дан ной социальной группы, отличающихся от других по возра сту, образу жизни, особенностям поведения или другим при знакам.

Процессы глобализации, с нарастающей силой преобра зующие облик современности, выражаются также в пони мании единства семьи народов Земли, в признании ценнос ти различий, индивидуальности, несходства, за счет чего обогащаются характеристики человеческой цивилизации. Политкорректность, ставшая признаком хорошего тона в социальной и политической жизни, подчеркивает равные права всех индивидов, независимо от индивидуальных или групповых различий, не только на уважение их человечес кого достоинства, но также и на доступ к социальным ре сурсам - образованию, информации, власти.

Разумеется, подобная идеальная ситуация не отменила и не может отменить проявлений интолерантности достаточно больших групп людей к тем, кого они считают подозри тельными или опасными. Различные фобии по национальному и религиозному признаку, по признаку пола или сек суальной ориентации, связанные с проблемами телесного облика или поведения, распространены весьма широко - от дошкольных детских коллективов до программ политических партий и социально-психологических установок широ-

270

ких масс. Принято считать, что подобные настроения свойственны маргиналам, неудачникам, людям, которые не мо гут отстоять или улучшить свои социальные позиции продуктивными способами, поэтому объясняют свои неудачи происками враждебных сил. В соответствии с подобной точкой зрения невысокая толерантность характерна обычно для людей с низким уровнем образования и культуры.

Это верно лишь отчасти. Действительно, широко практикуемые в школах, вузах и общественных объединениях программы воспитания толерантности приучают людей с детства к общению с другими, непохожими индивидами. Нормы политкорректности поддерживаются не только груп повым мнением политической и деловой элиты, но также и правовыми нормами, защищающими права меньшинств на доступ к власти, образованию и т. д. В то же время лица, относящиеся к элите, иногда испытывают подозрительность и нетерпимость к определенной социальной группе, в луч шем случае не демонстрируя этого публично. Скрытые ком плексы интолерантности могут проявиться в случае ослаб ления социально-личностного контроля, выплеснуться в ре зультате каких-то внешних потрясений. Следовательно, то лерантность - это социальное и личностное качество, кото рое необходимо постоянно вырабатывать и укреплять в со циальной практике индивидов, групп и обществ.

Социальное исключение возможно не только из-за на личия качеств, которые кажутся окружающим угрожающи ми или морально сомнительными. Психология группового поведения приводит к тому, что люди, непохожие на членов данной группы, могут подвергаться социально-психологи ческому давлению или исключению. Например, в ряде стран существуют ассоциации людей большого роста, которые создаются не только для того, чтобы помогать в бытовом обеспечении этой категории отклоняющихся от нормы ин-

271

дивидов, но также и для того, чтобы помочь им выстоять перед недоброжелательным отношением «низкорослого» большинства. Аккуратные и успешно обучающиеся подрост ки нередко испытывают враждебность к себе со стороны сверстников, «неформально» относящихся как к внешнему виду, так и к учебным обязанностям. Иными словами, при чиной социального исключения, серьезно затрудняющего функционирование индивидов, может стать любое отклоне ние, в том числе позитивное отличие от окружающих. Та ким образом, поскольку каждый человек чем-то отличается от всех других, то каждый может стать объектом социаль ного исключения, испытать дискомфорт и страдания из-за того, что его личностные качества негативно оцениваются его референтной группой.

Эта проблема резко обостряется, если речь идет о людях с физическими, психическими или интеллектуальными де фектами. Оставим в стороне позитивные отклонения (хотя существует множество публикаций о трудностях лиц, чей интеллект резко превышает возрастную норму). В самых различных социально-культурных общностях может суще ствовать с разной степенью проявленности негативное от ношение к нетипичному телу, к нетипичному разуму. Оно постепенно преодолевается путем воспитания, реализации специальных социально-образовательных программ. Одно из наиболее эффективных направлений - интеграция детей- инвалидов в общество сверстников с ранних лет, обучение в обычной школе и т. п. Это процесс, порождающий как по зитивные, так и негативные следствия, однако несомненно, что изоляция людей с физическими или интеллектуальными отклонениями вызывает у окружающих нездоровое любо пытство к ним и определенные опасения. Интеграция такой категории людей в общество, свободное появление их на улицах, в культурных центрах, магазинах и т. п. вырабаты-

272

вает у окружающих привыкание к ним; инвалиды перестают восприниматься как диковинка, как что-то чуждое и потому опасное.

Специалисты социальной работы оказывают помощь и тем, кто оказался нетипичным временно - в силу болезни, из-за неблагоприятных внешних условий, семейных проблем и т. п. Подобная работа предписывается специалистам их должностными обязанностями, кодексами профессиональ ной этики.

Одним из наиболее влиятельных направлений социальной работы является так называемое недискриминационное общение (или отношение). Это сквозная не только техноло гическая, но также и нравственно-идеологическая особенность социальной работы, предписывающая ее специалис там оказание помощи всем, кто в ней нуждается, независи мо от их половых, возрастных, социальных, национальных и прочих различий. Такая помощь сама по себе не должна быть дискриминационной, унижающей, ставящей человека в зависимое положение или намекающей на эту зависимость.

Практика недискриминационного отношения отражает господствующие демократические тенденции общества и, в свою очередь, укрепляет эти основополагающие социеталь ные тенденции. Мы не встретили ни одной публикации, ко торая опровергала бы ее в целом (возражения касаются от дельных элементов и механизмов реализации данной практики). Однако существует достаточно серьезная проблема: насколько требования, выдвигаемые такого рода работой, совпадают с личностной предрасположенностью, свойства ми характера специалистов, сформировавшимися до нача ла их профессиональных занятий социальной работой?

Самопринуждение к толерантному поведению, терпимо му отношению в тех случаях, когда специалист в глубине души относится к клиенту с опаской или настороженностью,

273

считает его самого виновным в своих трудностях, является весьма опасным фактором как для социального работника, так и для социальной службы. В профессиональной деятель ности такой специалист будет реализовывать свои функции, с трудом сдерживая негативные эмоции. Поскольку, как говорилось выше, исчерпывающе регламентировать весь круг его обязанностей невозможно, это будет проявляться в не доброжелательном, грубом или, по крайней мере, эмоцио нально жестком поведении по отношению к неугодному кли енту. Для самого же специалиста сдерживание отрицатель ных эмоций, постоянное подавление душевных движений будет выливаться в ускоренное эмоциональное выгорание, появление соматических заболеваний.

Нам представляется, что с точки зрения потребностей социальной службы и интересов самих специалистов необ ходимы не только отбор кандидатов для обучения различ ным уровням социальной работы, отсеивание экстремистов, потенциальных диктаторов, неспособных к формированию качеств толерантности. Необходима также определенная внутрипрофессиональная ориентация специалистов: на ос нове выявления в процессе учебы личностных предрасполо женностей и противопоказаний следует одних направлять на работу с подростками на улице, других - с пожилыми людьми в стационарных учреждениях, третьих - с лицами без определенного места жительства или с конфликтными семьями и т. д. Несложно видеть, что каждая из таких кате горий клиентов имеет определенные черты, которые дела ют социальную работу с ней интересной и продуктивной, но в то же время каждая такая группа имеет черты, которые могут вызывать негативное отношение у некоторых специалистов. Например, для «уличной социальной работы» с подростками следует отбирать молодых специалистов, «нефор мально» относящихся к своему внешнему виду и, лучше все-

го имеющих в прошлом собственный «уличный» опыт. Тот, кто не может пройти мимо группы подростков без осужда ющих слов в их адрес или хотя бы осуждающей эмоции, ко нечно, не сможет найти с ними общий язык. То же можно сказать о работе с другими группами клиентов, которые - в большей или меньшей степени - обладают чертами, способ ными вызывать интолерантное отношение.

Толерантность в социальной работе - ведущий принцип, предопределяющий возможность или невозможность заня тия профессиональной деятельностью в этой сфере. Здесь многое зависит от психофизиологических особенностей специалистов. Но толерантность можно рассматривать не толь ко как социально-личностное качество, но также как про цесс: формирование и развитие этого качества осуществля ется на всем протяжении жизни специалиста, в процессе со вершенствования его личности.

274

<< | >>
Источник: Мчедлов М.. Толерантность. 2004

Еще по теме Сама социальная работ:

  1. 2.6. Медико-социальная работа
  2. Я инвалид I группы, лежачая больная. ♥ Вопрос: почему на меня не работает программа реабилитации инвалидов, утв. приказом Минздравсоцразвития России 29 ноября 2004 г. в части социальной реабилитации – ни разу не позвонили и не спросили, в чем я нуждаюсь, а когда звонишь сама, то предлагается поискать самой и самой оплатить услуги парикмахера,сиделки, психотерапевта.
  3. Сама религия невозможна вне правовой сферы,
  4. 2.3 ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕГО РОЛЬ В ПОСТРОЕНИИ ОБЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ
  5. Религия сама по себе не изобретение человека, а проявление его врожденного чувства.
  6. Тема 11. Девиация и социальный контроль (изучение ситуации, дискуссия, работа в группе)
  7. ! Задание 5.7. Рассмотрите схемц направлений кадровой работы и социальной политики и приведите примеры их взаимосвязи при реализации отдельных меропиятий.
  8. Смерть сама по себе ничего не значит, и в самоубийстве, с точки зрения мира, ничего не происходит.
  9. ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ
  10. В то время как действующее процессуальное законодате­льство ничего не говорит о применения судами обычая, сама эта возможность вы гскаст из целого ряда норм материального права.
  11. Исследование работы винтового механизма (передачи винт-гайка) Цель работы
  12. 2. Социальные нормы как одно из средств социального регулирования. Понятие и признаки социальных норм. Виды социальных норм: нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы, юридические нормы (позитивного права).
  13. Раздел II. социальная политика и социальная ответственность – составляющие управления социальным развитием организации
  14. Учебное пособие «Управление социальным развитием организации» основано на теоретических концепциях социального управления и практических наработках современного социального менеджмента.
  15. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязанностей передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере (ст. 2433 УК РФ)
  16. В пути по дороге на работу или с работы
  17. 6. Тематика контрольных работ для самостоятельной работы студентов по курсу «Рынок ценных бумаг и биржевое дело»